Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: важнейшим из искусств... (список заголовков)
19:22 

Надругались над святым, и ноги не вытерли

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский

Посмотрел фильм "Эон Флакс". Ничего хорошего я и не ожидал, и фильм мои ожидания полностью оправдал. Я не очень верил, что авторам удастся передать дух оригинального анимационного сериала и создать притчу-коан в антураже гротескно-фантасмагорического киберпанка Но они даже не пытались сохранить образы персонажей! Всё, что есть общего у этого фильма и настоящего "Эон Флакс" - причудливая акробатика, руки вместо ступней и гротескные детали типа игольчатой травы (впрочем, слишком немногочисленные.
Подохрительными мне показались уже первые кадры - приглушённо-сепиевая цветовая гамма оригинала была куда ближе к настроению, которого ждёшь от "Эон Флакс", чем эти глянцевые цвета. Дальше - больше: у Эон есть начальство и семья, и вообще, она - мститель. Тревор Гудчайлд выглядит, как босс наркомафии, дёргается и совершает глупости. Хуже того, к середине фильма мы понимаем, что он - безусловно положительный персонаж. Как и Эон. В тот же момент мы понимаем, что никакого глубокого и неразрешимого "проклятого вопроса" за сюжетом не стоит. Занавес.
Образы персонажей полетели к такой-то матери. В оригинальном сериале это вообще не столько персонажи, сколько архетипы. Анархия и порядок, естество и цивилизация, желание и долг... Именно поэтому у Эон никогда не было ни цели, ни мотивации, ни начальства - она сама воплощённая свобода, противостоящая любому ограничению и упорядочиванию. Она отнюдь не положительный герой, пусть и вызывает часто наше сочувствие. Она всё-таки жестокая террористка, знаете ли. А это сопливое нерешительное нечто... Тьфу. Про то, что сделали с Тревором и почему этот небритый придурок заместил классического холодного аморального интеллектуала, работающего ради познания и блага человечества, я даже говорить не хочу. Ужас и кошмар.
Людей, которые снимали это, надо заставить смотреть сериал "Эон Флакс", пока они не свихнутся или не осознают свои прегрешения.

@темы: важнейшим из искусств..., НЕНАВИСТЬ, западная мультипликация разрушает мозг

16:59 

Сердце моё съел, коварный, - и мало, тела отведал, рассудка не стало... (с)

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Посмотрел вот замечательный фильм "Дороро". Снятый, оказывается, по манге Осаму Тэдзуки - никогда бы не подумал, что отец японской анимации придумывал столь жесткие и безумные сюжеты. Кстати, пересказать его без спойлеров будет трудненько, так что не обессудьте, если они таки проскользнут или, напротив, повествование выйдет невнятным.
Начинается фильм совершенно в духе Гань Бао - пара человек случайно становятся свидетелями драки некоего самурая с клинками вместо рук и кумо, восклицают, когда кумо взрывается, окатив их демонской кровью, "Чёрт возьми, да кто ты такой?!", а самурай вынимает свой глаз, смотрит им на них и отвечает: "А по-вашему на кого я похож?". Это - Хиякимару, главный герой. Он родился без конечностей и большинства органов, такая, знаете ли, мерзкая личинка, так что неудивительно, что родители пустили его в тазу по реке, аки Моисея. А выловил этот таз искуссный маг, который сварил из останков погибших на войне детей новые органы для найдёныша. В результате его стали преследовать ёкай (я даже не хочу знать, кто перевел их как "гоблины", а то совершу в отношении переводчика противоправное действие), и тут как раз подвернулся старец, который думал, кому отдать волшебный клинок, убивающий ёкай. Ну приёмный папа и всадил его сыну в левую руку, благо вёс равно искусственная. А со временем умер, а Хиякимару узнал, что родился таким потому, что его части тела похитило 48 демонов, но если он убьёт их, украденное к нему вернётся. Вот он и бродит по свету, убивая чудовищ и постепенно становясь человечнее и уязвимее (ведь искуственное тело ранить невозможно, а вот вновь приобретённые органы - вполне). Дороро же - имя, которое взял себе воришка (а оно и есть "воришка" по-японски, хоть и искаженное), бывший свидетелем того самого боя с кумо и решивший следовать за Хиякимару, чтобы, когда он вернёт свою левую руку, стащить выпавший волшебный клинок. Он раздолбай, хвастун, слегка паникёр, болтлив и дружелюбен, гордится воровским ремеслом, но высокоморален - вобщем, типичный персонаж в фэнтези, в D&D быть бы ему бардом. Я говорю "он", но тут есть сложность. В оригинальной манге, насколько я понимаю, Дороро - мальчик. Тут его играет девушка, но персонаж подчёркивает, что он парень. Я вполне мог бы понять, почему симпатичного юношу доверили играть актрисе, но к концу совсем запутался в его поле - судя по флэшбэкам, это таки может быть девушка, но как тогда объяснить эпизод в начале, где он(а) распахивает куртку, призывая Хиякимару (тоже принявшего Дороро за девушку) поглядеть на свою волосатую грудь?.. Впрочем, мальчик или девочка, они с Хиякимару - очаровательная пара, давно никакой пейринг так меня не умилял. Как Дороро зовёт его "аники"...
В качестве декораций к происходящему идёт типичная как для тёмного фэнтези, так и для средневековой Японии ситуация - повсюду голод и разруха, притеснение бедняков и непрекращающаяся войня. Тот правитель был ужасен, но после кровавых боёв его сменил этот, который ещё хуже... Понятно, что в такой ситуации демонам (особенно учитывая японскую специфику) раздолье. А демоны тут, опять же, чисто японские - всё-таки европейскому фэнтези недостаёт фантазии на такие образы. Сражаются с целым рядом из них в эдакой клиповой форме, без предысторий и деталей, скорее воссоздавая неспокойную жизнь героев. Тут вам и гигантская бегающая сакура с женским лицом, и десяток одинаковых маленьких девочек, превращающихся в громадных гусениц, покрытых глазами, и какой-то сородич Годзиллы, и тэнгу место нашлось, правда, почему-то без длинного носа...
Первая часть фильма так и проходит в фольклорно-трэшевой атмосфере борьбы с монстрами и нарождающейся симпатии или чего-то большего между воришкой и ронином, однако потом сюжет делает изрядный выверт. Тут совсем сложно без спойлеров, но нарождающиеся отношения окажутся сложнее и противоречивее, чем можно было подумать, в прошлом Хиякимару обнаружится даже больше неприятного, чем до того, а основной темой казалось бы легкомысленного фильма станет неразрешимый трагический вопрос восточной культуры о противоречии между местью и сыновьим долгом, честью и добродетелью.
В кульминации все персонажи сделают свой моральный выбор, и - опять же, типично именно для Японии - все окажутся правы в своём роде. Люди руководствуются лишь благими и правильными побуждениями, а в результате могут стать чудовищами и вынуждены убивать друг друга. Такая мысль всё-таки могла родиться только в стране, где в центре не понятие греха, а понятие долга. Можно ли расценить конец как счастливый? Не знаю.
Вообще-то вроде бы это первая часть трилогии, но концовка, на мой взгляд, полноценная и достаточно завершённая. После просмотра не остаётся чувства, что что-то недосказанно, непонятно или висит в воздухе. О возможности продолжения говорит разве что надпись перед финальными титрами - "Осталось ещё 24 демона".
В целом, как вы уже могли понять, история напоминает о "Берсерке" или "Blade of Immortal" (ну, возможно, о Ведьмаке, если вы предпочитаете западные примеры). Атмосфера, сюжетная схема, нечто общее (хоть и не вполне) в типажах... Однако поймите правильно - это не клон, а скорее ещё один качественный пример из того же ряда. Кроме того, идея "чтоб установить мир, нужно объединить страну, поэтому я завоюю мироздание, чего бы это не стоило" не может не напомнить о "Герое", где в конфликте с таким персонажем тоже делается нелёгкий выбор.
"Дороро" непременно должны посмотреть все поклонники японского фольклора и/или тёмного фэнтези, но и всем прочим я тоже настоятельно его рекомендовал бы. Отличная вещь.

@темы: японцы ебанутые, трэш, угар и содомия, расчленёнка, нежить немёртвая, важнейшим из искусств...

23:48 

Мы гордимся тем, что мы гомосексуалисты, но боимся сказать об этом родителям.(с)

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Посмотрел "Обед нагишом" Кроненберга. Замечательное в своём роде произведение. Очень специфичный. Кроненберг вообще очень специфичный.
Описать его сюжет очень сложно. В целом, это история о человеке, который занимался уничтожением насекомых, пока не обнаружил, что его жена колется его порошком от тараканов, не попал в полицию и с ним не заговорило гигантское насекомое. После этого он убивает жену, покупает печатную машинку и отправляется в Северную Африку - всё это ему велело насекомое, говорящее анусом на спине, и угловатый инопланетянин в гей-баре. Описать дальнейшее совсем затруднительно. В целом, если вы попробуете соединить свои представления о нуаре и об эффекте тяжелых наркотиков, течение сюжета вы тоже сможете представить.
В целом, это история (я неосознанно повторил эту конструкцию и тут же заметил это, но решил оставить - это передаёт суть, это повторение) о том, как человек борется со своей латентной гомосексуальностью. Это трудная борьба, в которой он всё время отступает и проигрывает, хотя отчаянно пытается противостоять ужасающему соблазну и отказаться от собственной природы. Начиная от говорящих анусов жуков (они же пишущие машинки, требующие напечатать на себе "гомосексуальность - лучшее прикрыте для агента") и заканчивая Магвампом, который может "быстро помочь с открытием бисексуальности" и брызжет наркотической спермой за хорошие записи, его подсознание (были ли наркотики первыми или психическое расстройство вызвано борьбой с собой?) настойчиво говорит герою о его ориентации. Фоном для этого служит странная литературная среда - люди, зовущие себя писателями, но говорящие только об оргиях и наркотиках, и, разумеется, Интерзона, которая тоже полна разнообразных психоактивных веществ и явных гомосексуалистов. В конечном итоге даже главная злодейка, противница, объект навязчивых идей героя - доминантная лесбиянка, оказывается мужчиной. А герой постоянно пытается отбросить всё это, уничтожить этих монстров, быть с женой, а убив её (случайно? Ха!), находит ей замену, отчаянно пытается совокупиться с ней (и ненадолго даже появляется новая печатная машинка - вагинальная, но гибнет)... Однако в итоге, танцуя у этой черты, заступая её и вновь отскакивая, он всё-таки проигрывает, проигрывает во всех смыслах - убивает свою жену вторично, въезжая в страну безумия. Потому что без этого он не может писать. Да, всё происходящее, конечно, тесно связано с писательством, эта извращённая, болезненная внутренняя борьба и есть его источник.
Фантасмагорическая достоверность происходящего, яркие и омерзительные образы психопатических видений, старомодный антураж и неторопливый, но в то же время неровный в силу своего безумия, ритм, а главное - Питер Уэллер, мрачный и сосредоточенный, похожий на Булгакова, такой респектабельный, что просто непременно должен быть наркоманом и женоубийцей, трясущийся в ломке и соблазняющий марокканского юношу одинаково достоверно... Это создаёт удивительный фильм. Я скажу нечто кощунственное, но он даже лучше, чем "Смерть в Венеции" - другое великое произведение о творчестве, гомосексуальности и нежелании её признать.

@темы: благословение Малкава, важнейшим из искусств..., трэш, угар и содомия

02:27 

Диалоги об аццком фильме

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Пересмотрел в очередной раз "Спауна" - случайно наткнулся. Всё-таки своеобразный это фильм...
Я понял, что проще всего это выразить в диалоге режиссёра (или, возможно, продюсера; в таком кино, наверное, это он главный) с подчинёнными, как я его вижу:
-Этот фильм должен быть крут, очень крут! Мне нужны лучшие спецэффекты!
-Мы создали великолепную 3D-модель Violator'а, смотрите, и клёвый плащ и ещё кое-что. Это будет смотреться даже через десять лет!
-Отлично. ...Сколько это стоило?! Хм, многовато крутых спецэффектов, хватит пока. Остальное сделайте... ну, как в "Рыжей Соне". А если останутся кадры, в которых нет спецэффектов, а деньги совсем кончатся - в остальные напихайте спецэффектов из "Дикарки-нимфоманки в аду динозавров". В этом фильме не должно быть ни минуты без спецэффектов!
-Мы вспомнили все уловки в истории кинематографа, не оставили нетронутым ни одного кадра, и теперь фильм выглядит, будто разные сцены снимали в разные десятилетия.
-Молодцы! Но этого недостаточно для коммерческого успеха! Нам нужен комический элемент. Поскольку фильм про Преисподнюю и полон насилием, как подросток - грязными мыслями, то терять нам нечего, так что пусть он будет или чёрным, или непристойным. Пригласите талантливого комика и дайте ему уморительных шуток на грани фола, пусть его текст состоит только из них.
-Вот, пусть смешным будет Клоун! Мы старались.
-Отлично. Теперь гоните в шею хороших сценаристов, нечего лишний раз платить этим мошенникам. Пусть сценарий пишут подростки за пиццу. Тогда там будет много драк, а внутреннее развитие персонажей и раскрытие их мотивации не будет отнимать время от экшна. И герой пусть победит многократно превосходящие силы противника одной левой. Нет, объяснение придумывать не обязательно. Да тинейджеры и сами знают...
-Да, сэр! У нас есть прямой, как стрела, сюжет со статичными образами и немотивированным хэпи-эндом.
-Молодцы! Ещё вот что - там непременно должны быть собака и мальчик. Конечно, на наш фильм не пойдут с детьми, но на всякий случай это не помешает, собаки и дети всегда помогают. Ну и пара замечаний - вы же понимаете, у нас нет денег на лишних актёров, зато персонажей запомнят только если они всё время будут в кадре. Так что все сотрудники ЦРУ, особенно глава, умеют размахивать автоматами и лично выезжают на каждую операцию, особенно в Северную Корею. Ну и ещё. нам не нужны проблемы с церковью, так что - плохие парни - из ада, отлично, а связь Каглиостро с Небесами не педалируем, ладненько? Ну и хорошо. А теперь давайте стричь купоны.

Не хочу обидеть никого из поклонников фильма, он и мне дорог, но тем не менее.

@музыка: Василий К. - Пока

@темы: АдЪ, важнейшим из искусств..., готишно, лубки заморские

16:04 

Darkness: You are [not] alone

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Случайно включил вчера (вообще-то я уже спать собирался, чёрт, режим) фильм "Боязнь темноты". Не смог не досмотреть до конца.
Фактически, весь фильм построен на игре двух актёров, один из которых ребёнок. Большую часть времени на экране - только они, и они пунгают зрителя тем, что пугаются сами, паникуют и заражают страхом друг друга. Кроме дёргающихся (ещё бы, герои размахивают фонариками!) теней, да изредка сомнительных звуков (которые, возможно, чудятся персонажам) и качающейся, как взгляд кого-то подкрадывающегося, камеры. Очень, очень хорошо сделано.
К сожалению. ближе к финалу всё испортили - появились монстры, причём не очень эффектные, спецэффекты, причём дешёвые, и всё стало банально. Кроме того, конец поставил меня в тупик - весь сюжет был построен на том, что в доме мальчика, панически боящегося темноты, отключили свет, но в конце оказалось, что чтоб его включить, нужно было лишь завести генератор - легко и просто. Зачем столько терпели, непонятно. Но главное - исчезла неопределённость, которая делала фильм много интересней - действительно ли в темноте что-то есть, или мальчик просто не совсем нормален?
Впрочем. посмотреть всё равно можно.

@темы: важнейшим из искусств..., готишно, ужас замка Морисвилль

19:24 

"Природа, ты - моя богиня!" (с)

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Вот, наконец, я и посмотрел "Антихриста" Ларса фон Триера. Ни на один фильм я не видел столько рецензий (я не большой их любитель, но ведь и эти не искал), и ни один фильм не характеризовали с таким единодушным ужасом и отвращением. Я сразу понял, что непременно должен его посмотреть.
"Антихрист" - это шедевр. Причём осознанно снятый как шедевр. Каждый кадр - восхитительное произведение искусства. Мне страшно и подумать, какого труда стоило это снять. Триер явно обуян манией величия, если взялся за такое. Да, это шедевр в изначальном смысле - произведение, задуманное так, чтоб показать, что автор - лучший, мастер. Именно так, по-моему, и должно сниматься кино, используя все предлагаемые им средства, но и не превращая их в цель.
Вроде бы Ларс фон Триер утверждал, что в основе фильма лежит гностическая идея дурного космоса дурного Демиурга. Он много чего об этом утверждал, и не сомневаюсь, что практически ничего из этого он на самом деле не думает. Но кое-что гностическое тут есть. Это противопоставление духа и тела - впрочем, не специфически гностическое, ибо это также и борьба космоса и хаоса, рационального и безумного. Это частично семейная драма, связанная с этим конфликтом, но к середине фильма конфликт как таковой вытесняет всё остальное и принимает универсальный масштаб.
Итак, он - чистый рационалист, он знает, что делает он и другие, и почему, может всё объяснить - но также и отгородиться от того, что объяснить не может (и не должен, по его мнению, потому что это вне сферы racio). Он восседает в башне из слоновой кости своего духа, безопасно и твёрдо. Но каждое столкновение с чувственным, прямое, нерефлексируемое впечатление, проявление чистой природы выбивает его из колеи. С каждым таким случаем он скатывается со своих вершин, оставляя на склонах кровавые потёки. В последний раз, когда он потревожил ворону, у этого уже не было даже рационального объяснения - но снова этот контакт приблизил его к гибели. Она же ощутила всю эфемерность своего царства духа, она не находит там твёрдых опор. Она хотела бы объяснить всё (возможно, подражая ему?), но не умеет отделить дух от тела. Он знает, где заканчивается область разума, она - нет. Поэтому она в нём разочаровывается. Неогороженная страна racio начинает трещать и рассыпаться под напором иррационального. Сталкиваясь с природой, она пытается её объяснить. Ничто не должно быть бессмысленно. Поэтому в итоге она зависает пустотой своего духа посреди своего тела - доспехов и "железной девы". Он пытается ей помочь, думая, что ей лишь нужно восстановить проломы в стенах между природой и разумом, но в действительности у неё никогда не было этих стен, этой раковины, и они уже крепко срослись, превратившись в жутких сиамских близнецов. Именно поэтому секс ослабляет его, уступающего натиску природы, и усиливает её, ставшую безумно-разумным продолжением природы. Поэтому она так ненавидит мужа, и в то же время хочет его тело, - его положение над природой подвергает сомнению её собственный синтез. Ужасное, омерзительное, смертоносное, приобретя рациональное обоснование, становится руководством к действию. Вот почему последняя глава фильма и бредова, и наполнена глубокими символами.
Это ужасающий фильм. От него невозможно оторвать взгляд. Посмотрите его.

@темы: готишно, важнейшим из искусств..., благословение Малкава, chef-d'oeuvre, расчленёнка

18:16 

"Нехорошо иметь много правителей. Пусть будет один правитель, один царь."

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб я не царствовал над ними.
Первая Книга Царств

Посмотрел я фильм "Царь" Павла Лунгина. Хороший фильм, сильный. Не исторический в смысле максимальной достоверности и "хроникальности", а просто - хороший фильм.
Иоанн очень ярок. Сперва сложно разгадать его перепады настроения, одновременное богомолье и самообожествление, но вскоре всё становится ясным, ведь вся личность царя пронизана, по сути, одним. Иоанна терзает ужас - он боится всех вокруг, и того, что он делает из-за этого страха, тоже боится - а чтоб не ужасаться себе,  изображает окружающих злодеями, и ещё больше страшится их, бесконечно увязая в пучине своего одинокого безумия... Финальная сцена фильма, будучи совершенно ирреальной, однако, отлично отражает эту ситуацию. Царь одинок, потому что убивает всех, на кого случайно упадёт его взгляд, а убивает потому, что не может вызвать ничего, кроме ужаса и омерзения, ему же жизненно необходимы любовь-признание-послушание (всё это для Иоанна сплелось воедино). Интересен образ опричников (опять же, вряд ли исторический, но важный в идейном поле фильма), отлично сознающих глубину происходящего ужаса и безумия, но принимающих его как должное и будто против своего желания погружающиеся в пучину порока и жестокости, ибо такова государева воля.
Соглашусь с неоднократно слышанным мною мнением, что фильм не про царя, а про митрополита. Иоанн и его присные составляют окружение, фон, мытарства в неподвижном центре которых - Филипп. Впрочем, святого трудно изобразить симпатичным (по крайней мере на мой секулярный взгляд). Чёткие моральные нормы митрополита и его твёрдость в их исповедании, конечно, внушают уважение, но его смирение подчас не слишком уместно, а сам Филипп не производит сильного впечатления. Образ важный, но не из запоминающихся.
В целом фильм проникнут идеей, что "никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному чтанет усердствовать, а о другом нерадеть" (Матф. 6:24), а значит, лояльность ко власти не должна стоять выше общечеловеческой этики. Не слишком новая мысль, но достаточно важная и поданная без чрезмерного дидактизма - вероятно, потому, что очень талантливо.

@музыка: Пикник - У шамана три руки

@темы: важнейшим из искусств...

17:36 

"Даром со мною мучался самый искуссный маг..."(с)

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Сейчас одним глазом посмотрел "Гарри Поттер и Орден Феникса". Всё-таки правильно я перестал смотреть и читать эту эпопею, хоть это и не было осознанным решением (неосознанные решения вообще самые лучшие).
Я совершенно не могу сопереживать этому глупому, истеричному подростку с его "меня никто не понимает" и "моя пятнадцатилетняя жизнь так тяжела". Он раздражает и вообще отвратителен. И что со мной случилось?.. Я совсем низко пал, да?
На фоне этого как-то даже сложно критиковать фильм - ну что мог режиссёр сделать с тем, что у него в центре сюжета отвратительный, на мой вкус, типаж? Книга перенесена довольно аккуратно, без фатальных потерь, но и без сумбурности и совсем уж клиповости, на уровне первых фильмов (а ведь тогда это было проще - первые тома куда тоньше!). Мне немного жаль, что тему с пророчеством очень сильно отодвинули на второй план, но что ж, режиссёр выбрал в подростковом фэнтези более подростковую, чем фэнтезийную линию, и сосредоточился на теме борьбы с соблазнами и внутренним врагом. Это его право и, возможно, хороший выбор. Амбридж получилась очень хорошо, пожалуй, в смысле соответствия книге, на мой взгляд, один из самых удачных образов всего цикла.
Визуализация весьма качественная. Возможно, местами (преимущественно в финальной сцене, конечно) есть некоторый переизбыток пафоса, но это дело вкуса, да и нельзя сказать, чтоб такой подход был не обоснован. Зато сделано это красиво, без китча. Кто-то скажет, что полудымные чёрные и белые фигуры - слишком прямой символизм, да и в книге этого не было, но просто такйо стиль всегда нравился лично мне, да и это оправданно тем, что речь всё-таки более-менее о сказке. Кстати, интересно, инверсия цветовой символики в дуэли Дамблдора и Тёмного Лорда ("Звёздные войны" слишком весомы, чтоб это было случайностью, а не сознательным выбором) чем обусловлена?
Фильм вроде и поругать не за что. Но этот Гарри... Нет, просто это - радикально не моё.

@темы: важнейшим из искусств...

01:07 

Фигаро здесь, Фигаро там...

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Посмотрел "Суини Тодд, демон-парикмахер Флит-стрит". Ну, нельзя сказать, чтоб меня поджидали какие-то неожиданности - разумеется, кровавый мюзикл Тима Бёртона прекрасен.
Никаких высот вокального искусства от прекрасных актёров, задействованных в фильме, я лично и не ожидал, не тем берут. Впрочем, и придраться (на мой немеломанский вкус) не к чему. А по меньшей мере пара запоминающихся музыкальных номеров, которые хочется прослушивать и напевать, в фильме имеется (oh,everebody deserve to die,even you,even...). Но главное, конечно, это визуальная эстетика, это же Бёртон. И она до крайности бёртоновская - пожалуй, ни в одном фильме прежде он не демонстрировал так открыто, что не придерживается никакого стиля, кроме своего собственного. Это выглядело бы почти как самопародия, если б его гротеск не бы так органичен. Когда-то такой грим полагался Битлджусу, живому мертвецу, теперь так выглядит каждый второй. В то же время серое небо над серыми домами между серых мостовых, по которым ходят люди в серых одеждах и с серыми лицами - как это соответствует стереотипу о старой-доброй викторианской Англии! Работные дома, Бедлам, пирожки с котятами и повешенье для десятилетних - да, есть где развернуться! Впрочем, не могу не пожаловаться, цвет крови Бёртон мог подобрать и получше - она не только нереалистична, она смотрится аляповато и не жутко.
Безусловно, мой любимый персонаж в этом фильме - миссис Лаветт. Она совершенно очаровательна, за один взгляд и улыбку можно полюбить, а кроме того, она представляет собой редкий тип психопата - с явной надломленностью, но очень здравая, без подчёркнутых маний и эффектов... просто сама жизнь в таком мире заставляет одиноко рассказывать, какие мерзкие печешь пироги ("на, попробуйте!"), и использовать трупы на фарш ("жаль, столько мяса пропадает"). Суинни не слишком интересен, маньяк, подобный всем маньякам, хоть его трагическая семейная история и произвела определённое впечатление.
Впрочем, "Суини Тодд, демон-парикмахер Флит-стрит" - не трагедия, финал обусловлен не безвыходным конфликтом... скорее нагромождением случайностей и человеческой природой. Это история совершенно в духе Голдинга, о бессмысленности бытия и всего происходящего в мире и о торжестве зла. Люди бессмысленно убивают друг друга, незнакомых, любимых и любящих, не потому, что они плохие, а потому, что так всегда происходит.
Отличный фильм, не лучший у Бёртона, пожалуй, но всё-таки очень, очень удачный. Я в восхищении.

@темы: благословение Малкава, важнейшим из искусств..., готишно, расчленёнка

05:39 

"Сомкнув ряды, подняв высоко знамя..." или Эстетически-политические наблюдения

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Ты думаешь, будто "нацист" - это оскорбление. Но все обожают нацистов. А где ты видел женщину, мечтающую, чтоб её изнасиловал либерал?
Марк Миллар

Исполнил своё давнее намерение и посмотрел "Триумф воли" Лени Рифеншталь. Она действительно очень талантливый режиссёр, и это действительно очень эффектный фильм, и это действительно, вероятно, самое мощное и высококачественное порождение пропаганды, которое знала история. Впрочем, я сейчас хочу написать не только о нём, но и в целом о том, почему, по моему мнению, нацизм, явно осужденный в политическом и этическом плане, остаётся влиятельным и притягательным в смысле эстетическом.
Конечно, велика тут роль случайности - личностного фактора. Если бы не Лени Рифеншталь и Хуго Босс (или его модельеры - уж не знаю, чья именно заслуга), появление которых именно в Германии и именно к этому времени - бесспорно, вещь непредсказуемая, нацизм потерял бы очень многое в яркости и притягательности образа, независимо от любых других моментов. Однако разве в других странах до и после Рейха не было талантливых художников? Итак, всё-таки не только в этом дело. И даже не в огромных средствах, идущих на пропаганду, которые, конечно, давали этим художникам большие возможности - XX век дал тоталитарным режимам вволю помериться силами, однако именно по этому пункту Рейх не только не был превзойдён, но и стал визуальным воплощением самой идеи тоталитарного государства, вопреки исторической логике.
Во-первых, и это выгодно отличает Рейх от большинства "конкурентов", его идеология пронизана поэзией и романтикой. Несмотря ни на какие научные выкладки, расовая теория прежде всего коренилась в мистическом ощущении "связи с землёй", категориях "духа народа", образ Последнего Тулэ был важнее измерений пропорций черепа. Именно немецкий романтизм и восхищение древнегерманской мифологией были эстетическим ориентиром (да и, пожалуй, идеологическим образцом в целом). Конечно, на такой почве может произрасти больше, чем на сухом рационализме экономической теории, пусть семена и удобрения и тут и там одни и те же. Факельные шествия, эффектные штандарты - всё это не могло найти опоры в рассудительных коммунистических режимах. Кроме того, расовая теория сама по себе была кровно связана с эстетикой. Идеальный нацист должен был быть красив, потому что обладал единственным источником подлинной красоты - чистой арийской кровью, тогда как никаких выводах о внешности представителя прогрессивных классов сделать невозможно. На мой взгляд, различие можно проследить хоть бы в противостоящих павильонах Германии и СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 - тяжеловесные, лишенные изящества фигуры, лишь прямолинейно изображающие пролетариат и крестьянство, на приземистом, простом постаменте, и уносящаяся ввысь стройная башня, увенчанная раскинувшим крылья над миром стальным орлом.
Итак, вернёмся, однако, к фильму. Мы не разобрали вопрос о нацистской эстетике вполне (не упомянули даже о её связи с архетипом мощи и насилия, об осуществившемся в ней синтезе архаики и машинной цивилизации современности), однако, боюсь, эту тему мне до конца не раскрыть, а кое-что, возможно, всплывёт по ходу разговора о "Триумфе воли".
Едва ли не центральная тема фильма - массовость. Массы (но не толпа! Они организованны и строго упорядоченны) - основные действующие лица, наравне с ними выступает лишь фюрер. Ещё первые кадры показывают нам огромное множество людей, объединённых одной радостью, одним порывом, синхронно вскидывающих руки - старики и дети. солдаты и домохозяйки - приветствуя вождя. Гитлер будто сияет - это очень чётко ощущаешь, хоть я не могу объяснить, как Рифеншталь добилась такого эффекта. Благожелательная улыбка, мудрые глаза, несгибаемая осанка, подлинное воплощение всего хорошего и правильного на свете, даря всем вокруг невыразимую радость Гитлер приходит в Нюренберг, словно весна.
Следующая сцена уже напоена этим ликованием и энергией, и тут вполне проявляется особенность национал-социализма с его, во-первых, языческой, а во-вторых - милитаристской эстетикой. Ведь, несмотря на то, что в фильме несколько раз прозвучит слово "миролюбие", ни на секунду нельзя забыть, что большинство руководителей Рейха - бывшие военные, как и бойцы SA - чуть позже, в сцене в Зале собраний легкоузнать иностранных делегатов: они смотрятся комично во фраках, длинноусые или с моноклями, тогда как все немцы выглядят подтянуто, сурово и по-спратански. Итак, и в этой сцене изображены не только красивые, сильные молодые люди, но молодые люди в условиях, явно напоминающих военный поход, играющие в военные и силовые игры, едва ли сильно изменившиеся со времён их арийских предков-викингов, весело смеющееся несокрушимое будущее Рейха.
Затем - сцена в Зале собраний, тоже массовая, где, впрочем, эмоциональный подъём частично сменяется пафосом - строгие ряды штандартов заставляют мысль о юности Империи смениться мыслью об её вечности. Гесс произносит речь, где выражает это словесно, приравнивая непобедимый Рейх к его вождю. Затем следуют короткие выдержки из речей других деятелей - крупные планы выразительных лиц настоящих бойцов, короткие, запоминающиеся фразы, полные оптимизма и любви к Родине.
Следующая сцена - встреча Гитлера с Рабочим фронтом. И вновь - вождь и массы. Стройные ряды людей заполняют кадр и уходят за горизонт. Сотни, тысячи, десятки тысяч человек в одинаковой форме стоят в одинаковых позах и называют населённые пункты, откуда они прибыли. Это - вся Германия, представшая перед своим фюрером. Затем они произносят короткий воодушевляющий стишок - это до смешного напоминало бы детский утренник, если бы тысячи человек, говорящие идеальным хором и двигающиеся с идеальной синхронностью, не вызывали такого благоговения и жути. Я убеждён, что это зрелище не может не вызвать ужас - даже извержение вулкана или волна цунами не были бы столь явственным и реальным выражением всесокрушающей, непобедимой мощи - но, вероятно, для нациста это был священный трепет.
Прекрасно зрелище ночного факельного шествия - возможно, на чёрно-белой плёнке оно выглядит даже лучше, чем могло бы быть на цветной. Лица марширующих на секунду освещаются пламенем костра и вновь уходят в темноту, шеренга за шеренгой... Это снова эстетика языческого воинства, и хохочущие люди на фоне бушующего пламени будто взывают к глубочайшим архетипам нашего подсознания.
Рифеншталь умело чередует сцены и темы. Следующая вновь наполнена светом и радостью - это встреча вождя с Гитлерюгендом. Сияющие лица мальчишек и умилённые улыбки партийного руководства образуют удивительную симфонию настоящего и будущего Рейха - в подтянутых фигурах детей, выстроившихся чёткими рядами, легко увидеть новых участников шествий и маршей, которые мы видели и ещё увидим. Тут произносится одна из трёх длинных речей Гитлера, прозвучавших в "Триумфе воли". В ней выражены основные идеалы национал-социализма, которые призваны воплотить эти юные бойцы.
А затем - смотр частей Рейхсвера, и вновь преобладает, по понятным причинам, воинственный дух, напряженный подъём. Воины Рейха, гарцующие на лошадях, сменяются воинами, несущимися на бронемашинах, явственно сцепляя в неразрывное целое нордическое прошлое и индустриальное будущее расы. Действительно, легко представить, что перед нами - эйнхерии, проходящие смотр перед последней битвой. Мрачное воодушевление и эпическая героика, опять же, непостижимым для меня образом, буквально пронизывают простые, по сути, кадры.
Далее - самый, пожалуй, эффектный момент фильма - неописуемый марш со штандартами: флаги закрывают обзор до самого горизонта, тысячи марширующих текут, будто река, и кажется, что их число бесконечно. Тут соединяются эпический размах и безупречное единство, жёсткая организованность и беспрецедентная массовость, это, бесспорно, центр картины не только хронологически, но и композиционно. В этой сцене исчезает прежнее противопоставление (пусть и в формате диалога, а не конфликта) фюрера и масс, Гитлер выглядит тут как зримое воплощение тысяч явившихся сюда, он - голова этого громадного симбиотического тела и говорит не с ним, а от его имени. Продолжает эти темы следующая сцена - смотр SA и SS. Гитлер и лидеры двух этих организаций эффектно проходят между колонн, вновь простирающихся до горизонта, а затем сотни, тысячи людей текут к трибуне, где они остановились. Множество тел, но единая, крепкая воля. изящная хореографичность, красивая форма и блестящие штандарты, синхронность и нескончаемость действа... Неудивительно, что этот фильм вместе с породившим его идейно-стилистическим полем повлиял на дальнейшую эстетику - никогда ещё не снимались столь масштабные, эпического размаха сцены, и в дальнейшем от этого образца было никуда не уйти. Всё это напоминает религиозный ритуал - если не является им. Дальнейшее тоже представляется совершенно религиозным действом - Гитлер касается каждого нового знамени , сам и краем штандарта, окровавленного во время Мюнхенского путча, будто благословляя их. Скорбная торжественность момента явственно ощутима.
Затем - парад. Он кажется нескончаемым и почти утомляет - но так и должно быть, ведь нескончаема и мощь Рейха. Всё новые рода войск проходят перед фюрером длинными и красивыми колоннами, и несть им числа. Их приветствуют ветераны, дело которых продолжают эти солдаты, люди из народа, которых они призваны защищать, и, конечно, вождь - на челе печать глубокомысленного раздумья, в глазах - понимание и теплота, обращённые к каждому бойцу, и в то же время ясно - он видит будущее, которое сам и строит - для Германии и всего мира. Гитлер молчит, но перед нами предстаёт совершенный во всех отношениях вождь.
И, наконец, финал. Вновь Зал собраний, вновь массы, воодушевленные единым порывом. Гитлер, с каждой минутой всё более воодушевляясь, говорит об успехах, достигнутых партией - а значит, и немецким народом. В конце концов он приходит во вдохновенное исступление, почти, нет, буквально религиозное. Он возводит очи горе, вскидывает руки к небесам или прижимает их к груди, и даже не зная немецкого, можно ощутить, что он говорит курсивом: "Мы мечтаем о том, чтоб это государство, этот Рейх, простоял тысячи лет! Мы счастливы от осознания того, что будущее всецело принадлежит нам!". Не думаю. что он неискренен или играет - это выглядит весьма натурально, да и не стал бы он тем, кем стал, если б совсем не верил в свои идеи. Кажется, в конце этой речи Гесс прослезился. Ну и звучащая в финале песня Хорста Весселя, исполняемая всеми присутствующими, являет идеальный образ партийного единства.
Итоги - Лени Рифеншталь, несомненно, гений и "Триумф воли", несомненно, шедевр; талантливая пропаганда - очень, очень мощная штука; во многом благодаря этому фильму, нацистская эстетика столь впечатляюща, что стала, пусть и специфической, частью мирового культурного фонда и частью образной системы западного человека, опасной и притягательной. От "Гибели богов" до "Звёздного десанта" - влияние этого фильма трудно переоценить.

Не удержусь и выложу несколько эффектных кадров

@темы: картинко, важнейшим из искусств..., chef-d'oeuvre, это есть хитрый византийский политИк

04:09 

От меня зависит, кто умрет здесь, на мельнице! И ни от кого больше.(с)

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Посмотрел фильм "Крабат Ученик колдуна". В кинотеатре как-то не собрался, хотя и хотел, но вот всё-таки удосужился. Это фильм по замечательной сказке Отфрида Пройслера, которую я помню с детства, и поэтому я многого от него ждал. Как ни странно, не обманулся.
Итак, Крабат, нищий подросток, бродяжничающий по Саксонии в поисках милостыни после того, как его семья умерла от чумы, слышит во сне некий зов и, следуя ему, приходит на одинокую мельницу. Мельник немедленно и не задавая никаких вопросов предлагает юноше стать его учеником. Через некоторое время Крабат проходит посвящение и узнает, что подмастерья на мельнице не только мелют, но и учатся чёрной магии. А каждое новолуние в чёрной повозке приезжает некто и привозит мешки, содержимое которых мелют ночью на седьмом жернове, который больше не используют никогда (не знаю, правильным ли было решение в фильме показать, что же в мешках, но, впрочем, образ достаточно соответствует атмосфере и таинственен, а значит, открыт толкованиям). Крабат приносит кривому мельнику клятву верности, отныне называя его Хозяином, и начинает изучать чёрную магию. Поначалу это искусство увлекает его, на мельнице юноша крепнет, а в подмастерьях находит хоть и не друзей, но весёлую компанию. Ограничения не так уж велики - нужно "отстраниться от мирской суеты", не холдить лишний раз в ближние деревни и, главное, не заводить девушку. Хотя к чему тратить силы на учёбу, рисковать бессмертной душой и жизнью, если живёшь в простой избе, ешь похлёбку, работаешь до седьмого пота и при том даже радостей простых людей? Вот тут фильм и правда очень мудро изменили в сравнении с книгой, удалив всякий намёк на возможные амбиции, - всё это колдовство по сути пустышка, оно ничего не даёт, никакой радости, кроме ощущения себя лучше других. Однако Крабату всё нравится, пока он не узнаёт, насколько] серьёзны запреты мельницы. Девушка, с которой тайно встречался Тонда, единственный, пожалуй, друг Крабата, всплывает мёртвой в мельничном ручье, а затем открывается, что число подмастерий постоянно - каждую новогоднюю ночь один из них умирает, и Хозяин берёт нового. Конечно, в этот раз выбор пал на Тонду. Крабат осознает, что отдал слишком многое... особенно потому, что ему нравится одна девушка из соседней деревни. Однако единственный способ спастись с мельницы - это если тебя под новый год попросит отпустить твоя девушка. А Крабат боится даже узнать имя возлюбленной, чтоб не сделать её жертвой Хозяина. Он готовится умереть, но она всё-таки приходит и выдерживает испытание, узнав его среди двенадцати воронов, потому что их сердца бьются в унисон. Хозяин сгорает вместе со своей мельницей, а освобожденные подмастерья снова становятся обычными людьми.
Спецэффекты в фильме не слишком высокотехнологичны, учитывая год выхода, но сделаны со вкусом и этот минимализм не заметен. Драка с мародёрами, где спецэффектов-то по сути и нет, выглядит, однако, очень по-колдовски. Просто, но стильно построена и сцена, где Юро задерживает восход солнца. В целом фильм очень атмосферный. Все необходимые коннотации и смыслы ощущаются в короткой и лишенной деталей сцене с повозкой в новолуние и её безымянным безликим возницей.
И, если говорить о прямо не называемых ассоциациях - это чрезвычайно христианская сказка. Разные детали, фразы, даже общее ощущение от мельницы показывает, что здесь служат смерти. Здесь смерть не побеждена, а господствует, как единственный закон. Жизнь и любовь возможны только вне мельницы, и только они способны превзойти силу её Хозяина. Он пытается купить Крабата и других подмастерий, пытается запугать, обещает власть, предлагает месть... Всё, чтоб отвлечь его от возлюбленной. И Юро, очень могучий колдун, не решается бросить вызов хозяину, зная, что надежды у него нет - " у меня нет девушки".
Жаль, что эта сказка едва ли станет популярным зрелищем для детей - в наше время не любят жестоких сказок, хотя это, безусловно, отличная история для детей, а сказки - дело слишком серьёзное, чтоб выхолащиваться и и покрываться розовым лаком. И в эпоху увлечения магическими школами этот вариант такой школы, по меньшей мере, интересен - а ведь он куда ближе к классическим представлениям.

@музыка: Тэм - Молитва

@темы: важнейшим из искусств...

16:44 

Вот! Это вам не Шерлок Дауни и доктор Лоу.

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
22:27 

Бегипрыгайстреляйбегибегибеги...

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Посмотрел вот фильм "Адреналин" и даже не знаю. что написать. С одной стороны, он хорошо демонстрирует, чем, по-моему мнению, должен быть кинематограф и какие средства выразительности в его распоряжении, с другой - это вполне бессмысленный полуторачасовой клип на грани между фарсом и боевиком восьмидесятых.
Джейсон Стэтхэм, который лично у меня прочно ассоциируется с фильмом "Перевозчик" и ни с чем другим, тут играет, собственно, ту же роль. Только в данном случае он играет сумасшедшего. Когда киллер впервые едет в больничной ночнушке с голым задом, стоя на мопеде, это впечатляет, десять минут этого зрелища забавны, через полчаса смех становится нервным, а к концу часа вы ощущаете стойкое недоумение. Да, это всё, из чего состоит фильм - безумные трюки и боевые сцены, находящиеся одновременно в плоскости клоунады и садистских развлечений. Герой преимущественно бежит. Ещё он убивает тех, кто мешает ему бежать, и часть фильма таскает за собой подружку - клиническую идиотку. С иллюзиями относительно реалистичности фильма расстаёшься довольно скоро. Он и не пытается сохранить хоть малую толику правдоподобия, зато под завязку набит самыми крутыми вещами, которые режиссёры-сценаристы Нивелдайн и Тейлор только смогли придумать. Это даже не то, что называют бездумной жвачкой для мозга. Этот фильм предназначен исключительно для глаз. Глаза насыщаются им до предела. А дальше проходить и нечему. Такого драйва, накала действия и затягивающего зрелища я и не припомню, независимо от того, что накал есть, а действия нет, ибо намёк на смысл во всём этом отсутствует.
Стоит посмотреть... Но, наверное, в каком-то особом состоянии сознания. Впрочем, "Адреналин" может его сам же и создать...

@музыка: DJ Shadow feat. Mos Def - Six Days

@темы: трэш, угар и содомия, важнейшим из искусств..., благословение Малкава

22:38 

Власть есть способность, не задумываясь и не сомневаясь, причинять боль.(с)

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Давно хотел прочесть какое-нибудь исследование, а лучше художественную (но исторически достоверную) книгу о Гае Цезаре Августе Германике Калигуле, но до сей поры так ничего и не нашёл, так что пришлось ограничиться тем, о чём все вспоминают по этому поводу прежде всего - фильмом "Калигула" Тинто Брасса.
Разумеется, я был прав, что не ждал от фильма историчности. К истории он не имеет никакого отношения, начиная от описываемых событий и заканчивая причудливыми костюмами. Режиссёр и не пытается обмануть нас и выдать снятое им фэнтези за историческую драму: выразительные и монументальные, но совершенно ни на что непохожие декорации, гротескно гипертрофированные оргии, наконец, безумная машина для казней... И в то же время имя Калигулы в названии не случайно, не прихоть. Брасс экранизирует не историю Рима, а миф о Риме - величайший миф, порождённый коллективным разумом Европы, и самый дорогой этому разуму. Рим всегда был идеалом - идеальное мировое государство христиан или идеальная республика свободы, идеальное искусство или идеальное богословие... Рим - это абсолют. Во всём. В том числе и в пороке, если вас интересует этот аспект. И в этом смысле фильм реалистичен. Подобно "300", он не соответствует в деталях тому, как всё было в жизни, но в совершенстве изображает то, как должно было быть, как это представляли тысячелетиями. "Калигула" - точнейшая экранизация архетипа Рима.
В начале фильма изображена языческая идиллия, какой она, наверное, представлялась поклонникам язычества в XIX веке - праздник жизни, любви и тела, радостный и светлый. Тем сильнее переход, ведь уже в следующей сцене языческий Рим показан скорее глазами христианских проповедников. Совершенно безумный Тиберий, окружённых наложницами, шутами и уродцами в уродливо-роскошном дворце, декорированном гигантскими фаллосами и трупами политических противников, рассказывает юному Калигуле о том, что римляне - жалкий скот, а родственные отношения в императорской семье ведут только к убийствам. Сам Калигула склонен к некоему извращенному идеализму - кажется, он искренне верит в божественность покойных императоров. Поэтому добивать Тиберия приходится преторию Макрону - юноша с безумной жадностью бросается стаскивать печатку императора с трупа, но не решается ударить владыку Рима. Зато, став таковым сам, он легко расправляется с кем угодно - кажется, всё это для него вообще что-то вроде игры, и Калигула даже не пытается сохранить видимость законности или благопристойности.
По сути, Калигула, как и его возлюбленная и сестра Друзилла, очень инфантилен. Он ведёт себя как неуверенный в себе подросток, отчаянно нуждающийся во внимании окружающих, не знающий, как его заслужить, не уверенный, что достоин его, но в то же время ощущающий себя особенным. Все действия Калигулы, собственно, аналог громогласных непристойных шуток или идиотских трюков, с поправкой на статус владыки мира. Что до Друзиллы - я так и не смог уяснить, старшая она или младшая сестра Калигулы, но выглядит она как чуть более зрелая девочка, уже обнаружившая, что мальчиками можно управлять с помощью секса, и думающая, что её власть на этом основании безгранична. Она хочет, чтоб Калигула поднялся кк можно выше, поскольку ей это льстит, но в итоге она с досадой обнаруживает, что в результате он ожидает покорности даже от неё. Чем-то напоминает "Кэрри" Кинга...
После смерти Друзиллы всё меняется. Калигула полностью убеждается, что его значимость - это только значимость его титула, сам он - ничто и обречён на страдания. Поэтому он прямо отказывается от собственной индивидуальности в речи, провозглашающей его богом, зато максимализирует свою власть. Насколько сильно он может унизить окружающих, насколько жестоким он может быть, насколько многого он может требовать - отныне только этим измеряется смысл его жизни. Да, при этом он всё более погружается в безумие - но не заключается ли оно во многом в проверке, насколько безумным ему позволят быть? Он издевается над Римом своей божественностью и всё больше уверяется в ней, благодаря этому. Но кроме того, им движет и тяга к смерти. Потеряв последнее светлое чувство в жизни вместе с Друзиллой, Калигула живёт в мире, где есть только терзающий страх и отвращение к окружающим. Он сознательно провоцирует собственное убийство, и его предсмертная улыбка говорит "Ну надо же! Я уж думал, ты не решишься".
Эффектная картина разложения и разрушения, а прежде всего - саморазрушения, вполне к месту предваряется евангельским эпиграфом - "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?". Возможно, действительно никакой.

@музыка: Arch Enemy - Rise of the Tyrant

@темы: freak-show, благословение Малкава, важнейшим из искусств..., трэш, угар и содомия

21:38 

Поделись своей болью...

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Посмотрел "Восставший из ада 4: Кровное родство". Сперва я подумал, что это образец странного убеждения, распространённого в 90-х, что если перенести действие некогда популярного ужастика в космос, это вдохнёт в него новую жизнь. Частично это так, но не совсем: большая часть фильма представляет собой флэшбэк, в котором рассказывается о том, отчего и почему возникла эта космическая станция.
Космологию сенобитов опять изменили (и почему в таких сериях она меняется с каждым новым фильмом? Разве сложно хоть посмотреть прежние эпизоды?), зато установили непосредственную связь с третьей частью: здание, в бетон котрого была брошена шкатулка Лемаршана и которое в конце показано как её гигантская версия, здесь - один из сюжетообразующих элементов. Вообще, если отвлечься от разрушения мифологии прежних эпизодов, сюжет очень неплох, хоть развязка довольно невнятна и спорна. А вот флэшбэки про мастера игрушек, французского сатаниста, вызванную им демоницу, искавшую шкатулку двести лет и даже про её конфликт с Пинхэдом относительно преимуществ соблазна и боли - всё это очень интересно. Не очень жутко, но мрачную атмосферу игр с силами ада передает.
К сожалению, изящная садомазохистская идеология первых частей была потеряна. Больше не идёт речи о том, что шкатулка дарует величайшие наслаждения и да, вот так они и выглядят, смертный. Пинхэд теперь просто примитивный садист, которому нравится втыкать в людей крючья. Да и убийства стали простыми и не изощрёнными, впрочем, с близнецами вышло неплохо, надо признать. И вообще, стиль сохранить удалось, хоть идей о просвещающей боли жаль.
Спецэффекты очень неплохи, особенно для того времени и для такого класса фильмов, хоть местами прорывается и ширпотреб. Однако в целом - всё очень красиво и эффектно - адская гончая, космическая станция... Что важнее, это ещё и срежиссировано хорошо, так что даже не перегруженные спецэффектами сцены впечатляют.
На удивление, четвёртая часть держит марку. Вполне на уровне третьей и явно лучше второй. А мифология... да в каком из великих сериалов ужасов она сохранялась? Мидихлориан, по крайней мере, нет.

@темы: важнейшим из искусств..., расчленёнка, трэш, угар и содомия, ужас замка Морисвилль

19:58 

А кто мой ближний или Кое-что о политике и моллюсках

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Посмотрел «Район №9». Безусловно, это лучшее, что было в фантастическом кино за последние несколько лет. Чем-то напоминает Стругацких…
Итак, это аномально реалистическая фантастика. Частично этому способствует стиль документального кино в духе Майкла Мура, в котором целиком снята первая треть фильма и который частично присутствует и дальше, но это лишь средство для оформления реалистического сюжета. Корабль пришельцев завис над Йоханессбургом, инопланетяне бродят по городу, а люди… приспособились. Как к любому другому событию. Так что тут всё – как в жизни, только с пришельцами.
Инопланетяне, «моллюски» - тупые, агрессивные, не понимающие местных порядков, они создают вокруг себя криминогенную обстановку, живут в каких-то трущобах, вокруг них много шума и грязи… Короче, они – типичные эмигранты. Едва ли вы захотели бы жить поблизости от района №9, каким бы терпимым вы ни были. Собственно, люди и не хотят и создают для них гетто подальше.
Однако, и к этому Нил Бломкамп подводит нас не грубо, но в то же время с неизбежностью, в чём причина, а в чём следствие? «Моллюски» получают грубость в ответ на свои злоупотребления, или..? Когда Викус ван де Мерве, чиновник по делам пришельцев, в результате несчастного случая начинает превращаться в одного из них, ответ становится очевиден. Тот, кто лишён элементарных прав, поставлен вне общества, приравнен к ресурсу, он вынужден питаться отбросами, воровать и смотреть на чужаков с опасливой агрессией. Пришельцы – проблема, но такими их сделала прежде всего политика людей.
Странно, но речь в фильме про «чужих» не о ксенофобии – о равнодушии. Не то чтоб «моллюскам» активно хотели зла – просто им никто не хочет добра. Под маской помощи их лишь используют – и неважно, что нужно самим пришельцам. Вот сам Ван де Мерве – он выселяет пришельцев, потому что это лучше для местных жителей, потому что их оружие нужно компании, потому что это продвинет его карьеру. Он знает, что новые гетто для «моллюсков» - это даже худшие условия жизни и никакой надежды, но почему это должно его волновать? И весь фильм он идёт к идее самопожертвования. Результаты этой жертвы нам неизвестны, и так и должно быть – это не осмысленное действие, а альтруистический акт, основанный на сочувствии, а не разуме.
Режиссёр из Африки рисует грустную картину мира, где существам, которым требуется помощь, могут лишь сказать «Так, я дам вам за это сотню банок кошачьего корма, а теперь убирайтесь!». Вообще-то я не люблю всяческую социальную актуальность… Но это не пропаганда, просто выражение опыта Бломкампа. Я уверен, потому что это чертовски хорошее кино.
Все обязаны посмотреть «Район №9». Вы все, слышите? Потому что это – произведение искусства. Этот фильм будут вспомнить, обсуждая историю кино в 2009 году.

@темы: chef-d'oeuvre, важнейшим из искусств...

16:42 

Может быть, вампиры живут вечно, потому что не могут увидеть себя в зеркалах (с)

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Наконец-то посмотрел "Носферату. Симфония ужаса". Смотрел в английском переводе, конечно, а там имена персонажей заменили обратно на стокеровские (полагаю, историю с борьбой за авторские права, чуть не убившей фильм, все знают?), так что, не обессудьте, излагать буду соответственно.
Немой фильм всё-таки воспринимать непросто. Преувеличенные эмоции смотрятся как признаки безумия, но с этим вполне можно свыкнуться. Важнее, что, поскольку характер персонажа не раскрыть в диалогах, он тоже подаётся преувеличенно и крайне прямолинейно. В итоге Ренфилд выглядит клиническим сумасшедшим уже в первых кадрах (он - начальник Харкера, пославший его к графу), а Джонатан Харкер, который, конечно, и в оригинале не блистал интеллектом, предстаёт жизнерадостным идиотом. С другой стороны, нельзя сказать, что актёры играют плохо - таковы условности жанра.
Итак, Харкер оставляет свою жену Нину (почему-то так, вопрос к американским переводчикам) и едет в Трансильванию помочь графу Дракуле выбрать дом в Бремене. По дороге он останавливается в румынском трактире и находит в своей комнате "Книгу вампиров" (самая естественная вещь на свете, не так ли?). Особенно умиляет, что, дочитав до строк "Первый носферату родился в 1443 году. Его имя, которое не стоит произносить вслух, -...", герой зевает, отбрасывает книгу и ложится спать. Удивляясь по пути суеверию местных крестьян (а как им не быть суеверными, если ночами у деревни бегает гиена (sic!) и пугает лошадей), Джонатан пребывает в замок Дракулы и знакомится с этим жутковатым стариком. Тот читает рекомендательное письмо от Ренфилда, написанное, видимо, на вампирском языке - выглядит как детские каракули, дополненные свастиками и могендавидами), восхищается шеей Нины, увиденной на медальоне и выбирает дом напротив дома Харкеров. Наутро Джонатан обнаруживает у себя на шее две дырочки, а графа - в гробу, и начинает что-то подозревать. Ночью Дракулу от мужа отпугивает сомнабулическая Нина, крик которой как-то долетает до Румынии, так что вампир грузит на повозку гробы, ложится в один из них, и повозка без кучера уезжает. Воспользовавшись этим, Харкер, воспользовавшись этим, бежит, граф нудно плывёт на корабле в гробу, а Ренфилд попадает в сумасшедший дом. После приезда Дракулы в городе объявляют карантин, испугавшись эпидемии чумы, Харкер целуется с женой и велит ей не трогать привезённую им "Книгу вампиров", игнорируя тот очевидный факт, что Дракула, презрев конспирацию. и правда поселился в купленном им доме. На этом сходство с "Дракулой" Брэма Стокера, затянувшуюся завязку которого представляет большая часть фильма, заканчивается. Нина всё-таки читает книгу, узнает, что чистая душой женщина может добровольно предложить кровь вампиру и задержать его до крика петуха - тогда он погибнет. Она принимает соблазнительные позы у открытого окна, граф попадается в ловушку и испаряется, а Нина умирает от потери крови.
Несмотря на всё вышесказанное, в фильме есть саспенс. Конечно, в очень значительной степени его обеспечивает Макс Шрек. Он действительно великолепно сыграл мёртвое чудовище. Полагаю, роль сыграла и его внешность, действительно, впечатляющая, но дело не только в ней. Минимальная подвижность и полное отсутствие непроизвольных движений, угловатость и механистичность, остекленевший взгляд - таким не был Дракула у Стокера, но именно таким должен быть порождённый ночью живой мертвец. Худой, похожий на паука граф, несущий гроб по ночным улицам - пожалуй, самое наглядное и жуткое изображение вампирской сверхсилы, что я видел.
Не говоря о том, что это просто классика, которую надо знать. На очереди - "Тень вампира", хотя заранее уверен, что Дефо не переиграть Шрека.

@темы: готишно, важнейшим из искусств..., нежить немёртвая, ужас замка Морисвилль

03:28 

Вот и встретились два одиночества или Все счастливые семьи счастливы одинаково

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Только увидев этот арт я совершенно внезапно понял, до чего же они на самом деле похожи:



Действительно, эти пары в ёчм-то похожи. Мужчина - совершенно безумный, серийный убийца со склонностью к резким перепадам настроения, слегка зацикленный на своих целях и не уделяющий достаточного внимания партнёрше; женщина - тоже слегка сумасшедшая, но не столь подчёркнуто социально опасная, по уши влюблённая и мечтающая о миленьком семейном счастье, однако покорно участвующая в психопатических планах партнёра. Ах, да, и обе они зовут своих мкжчин "Мистер <первая буква имени>". И обе мне очень-очень нравятся. Я прямо вижу Харли, поющую "By The Sea". Ня!

@музыка: Башня Rowan - Маленькие девочки с тягою к Танатосу

@темы: то, что меня не убивает, делает меня страннее, лубки заморские, картинко, важнейшим из искусств..., трэш, угар и содомия

23:50 

Если хочешь увидеть чудо — будь им! (с)

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Посмотрел "The Men Who Stare At Goats" (зачем было заменять название на "Безумный спецназ" я не понимаю). На коробке написано, что это авантюрная комедия. На самом деле это очень грустный фильм, в котором почти ничего не происходит. Пожалуй, он всё-таки слегка чересчур агитационный, чтоб понравиться мне на все сто процентов. И это определённо совсем не то, чего я ожидал. Но я попробую передать свои впечатления.
Правительство США проводило эксперименты с паранормальными способностями. Конечно, кто же этого не знает. Солдаты глотали ЛСД, чтоб актуализировать свой скрытый потенциал. А ещё это делали хиппи примерно в то же время. А вот вам новость - это были одни и те же люди. Хиппи и представитель Нью Эйдж создал сверхсекретное подразделение рыцарей-джедаев на базе армии Соединённых Штатов. Там солдаты плясали, использовали полностью органически разлагаемое оружие и учились предотвращать бой. Они следовали путём Иисуса, Лао-Цзы и Уолта диснея, чтобы создать новое государство любви. Но одному из них хотелось не гармонии, а силы, а капля яда в кружке родниковой воды - этого вполне достаточно, и армия осталась армией - с убийствами и доминированием вместо любви и братства. А те, кто действительно были рыцарями-джедаями, там мучительно разлагались. А тот, у кого нет цели, зато полно отвращения к себе, конечно, не может быть джедаем и обладать особой силой. Поэтому постепенно из подразделения ушло всё паранормальное и стали притворяться, будто его и не было.
Этот фильм - длинное путешествие по пустыне в никуда. Его персонажи сломленные неудачники. Некогда сильнейший дальновидец, двигаясь от невезения к худшей катастрофе и ожидая каждую минуту смерти, преподаёт случайно встреченному инфантильному трусу бессмысленные уроки. Ничего сверхъестественного так и не происходит. Просто несколько людей, потерявших веру в себя, в конце пытаются сделать то, во что они всё-таки верят. Это не призыв бороться с системой, и они с ней не борются. Но это призыв верить и поступать соответственно, даже если это не то, чего ожидает от тебя система. Верить - вот о чём этот фильм. В себя, в лучшее, в то, что мир может быть совершеннее. Не благодаря доказательствам, вопреки доказательствам, не из соображенй здравого смысла.
Возможно, это обращение ко всем, кто вплетал в длинные волосы цветы, а теперь работает в "Майкрософт", или их манифест. Все герои тут, кажется, сумасшедшие, и никакого успеха они в фильме не добились. Нет причин считать, что они правы, что их программа работает, что они стали сверхлюдьми или что всеобщее братство и гармония с природой возможны. Нам ничего не доказывают, нам предлагают верить. Просто потому, что без такой веры жизнь - это медленное умирание.
Грустный фильм и совсем не оптимистичный. Редкость среди обнадёживающего кино для довольных людей.
Авторы не рекомендуют пытаться проходить сквозь стены, разгонять облака за рулём или часами смотреть на коз с целью причинить им вред. В невидимости можете практиковаться сколько угодно.

@темы: важнейшим из искусств...

17:36 

О храброславленный герой, хвалу тебе пою!

Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Я таки посмотрел (не думал, не гадал - нечаянно попал) "Алису в Стране Чудес" Тима Бёртона. Фильм оправдал мои ожидания, и с лихвой, надо признать - впрочем, и дополнить, что ожидания мои были не слишком восторженными. Уговоримся сразу - я об этом уже писал, Кэррол в принципе плохо экранизируем, а от Бёртона безумием было бы ожидать, что он хоть бы попытается. Это не экранизация, а оригинальное произведение, апеллирующее к Кэрролу и эксплуатирующее созданные им архетипы-маски, как "American McGee's Alice".
Но сперва - небольшое отступление по поводу 3-D. Это не революция в кинематографе. Ничего принципиально нового оно автору не даёт. Это всего лишь аттракцион. Всё кино начиналось как аттракцион, а потом выросло в искусство - но эта его часть, трюк без наполнения, никогда совсем не исчезала, вот мы её и наблюдаем. Восторгов по этому поводу не одобряю и не разделаю.
А вот фильм красивый. Не благодаря стереочкам, а сам по себе. Весьма, весьма красивый. Дизайны умеренны про причудливости и гротескности, но оттого не менее приятны глазу, от буйства красок до сцены, выполненной в одном тоне - всё изображено с большим вкусом. Пожалуй, гармоничность картинки - да, вот что надо отметить. Глаза Чеширского Кота - вообще зрелище завораживающее. И много прекрасных деталей, создающих образ - вроде меблировки из обезьян во дворце Королевы Червей.
Да, сюжет довольно шаблонен. Напомню, что в оригинале, по сути, сюжета и нет, а главная героиня не делает вообще ничего, поэтому создание сюжета самостоятельно - суровая необходимость. Надо признать, ничего шокирующе нового он в себе не несёт. К счастью, популярной почему-то в самых разных трактовках идее, что страна Чудес - это для Алисы род психотерапии, уделили не слишком много внимания. В остальном - да, избранная спасает волшебную страну, собрав артефакты и сразив чудовище. Однако и тут есть вещи, для меня интересные. Разумеется, это можно списать на мою личную склонность ко всяким размышлизмам, но мне понравилось, что конфликт Белой и Червонной Королев до конца не раскрыт. Обе они - преинтересные создания, с которыми можно связать целый ряд сложных ассоциаций и которые не укладываются в стандартную дихотомию фэнтезийного добра и зла, поэтому я предпочитаю видеть в этом своеобразную вне-этическую амбивалентность языческого толка. Воистину, отрицающая насилие, интровертная, мечтательная и невозмутимая Белая Королева и яростная, порывистая, непостоянная Королева Червей представляют скорее сменяющие дрруг друга циклы, чем этические категории.
Но главное, что есть в этом фильме (впрочем, к этому я частично уже перешёл) - это персонажи. Алиса совершенно прелестна, в ней столько искренности, совершенно детской наивной серьёзности, весьма уместной тут! За карьерой Мии Васиковска нужно пристально следить, у неё явно есть будущее. Хвалить Дэппа - значило бы говорить очевидное, скажу лишь, что Шляпник - ещё один обаятельный психопат в его коллекции. Мартовский Заяц присутствует меньше и не вполне каноничен, хоть и яркий припадочный, зато Труляля и Траляля просто эталонные...
В целом, фильм стоит смотреть ради персонажей и картинки. Очень позитивное зрелище. Не великое событие, но весьма достойное фэнтези. Напоминает больше всего не Кэррола, а скорее, пожалуй, Геймана - сочетание мрачноватой местами атмосферы и вольной фантазии, несколько загадочные персонажи и персонаж на грани двух миров...



P.S. Впервые с 2007 года снял плакат "Звездные Войны - 30 лет", чтоб заменить его постером "Алисы в Стране Чудес".

@музыка: Danny Elfman - This Is Halloween

@темы: благословение Малкава, важнейшим из искусств..., картинко

Хомячковое королевство

главная