Леммивинкс, Король Хомячков
Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
"Сага" Брайана Вона и Фионы Стэпплз великолепна. Like, really. Первый том только что переиздали и наверняка скоро опять разберут, так что бегите и покупайте скорее, если ещё этого не сделали!

Жили-были планета и её спутник, Лэндфолл и Венец. И их население издавна друг с другом воевало. Но вот беда - скажем, массированная ядерная бомбардировка одного из небесных тел могла бы испортить орбиту и другому, а значит, поняли обе воюющие стороны, так воевать не годится. И они перенесли военные действия на всю остальную галактику: любая планета стала союзником той или другой стороны, призывников пересылали в чужие звёздные системы, и гибнущие под случайным огнём гражданские теперь принадлежат к каким-то другим, менее важным расам. И было так, пока не встретились сдавшийся в плен из пацифистский соображений уроженец Венца и непутёвая солдатка Дэндфолла, которая вычитала послание мира и любви из дамского романа в мягкой обложке. Они не только вместе сбежали от войны, но и завели общего ребёнка - и вот этого не могли стерпеть обе стороны, ведь такие примеры могут поставить под вопрос их военную доктрину и, чего доброго, навести солдат на мысль, что им необязательно убивать друг друга!.. Информацию об инциденте тщательно скрывают, что даёт скрыться и нашим героям, но по их следу отправляются сразу несколько наёмников и солдат, которые быстро обрастают личными мотивами для преследования...
"Сага" - это настоящий роман с полифонией тем, десятками разработанных персонажей с собственными сюжетными линиями, одновременно история семьи и история войны (нет-нет, я ни в коем случае не упоминаю Толстого или Митчелл!). Основной фокус сделан на семье Аланы, Марко и их новорождённой дочери, которая путешествует по галактике в гигантском корабле-дереве вместе с бабушкой и няней - тинейджером-призраком. Но у каждого из их преследователей есть своя полноценная сюжетная линия, в сущности. не завязанная на погоню за "неправильной" семьёй, а со временем свои сюжеты появляются и у людей, связанных с этими преследователями...


Если после прочтения предыдущего обазаца вы воскликнули "стоп-стоп, в корабле-дереве? призрак-тинейджер?!", то самое время поговорить о сеттинге "Саги". Она поражает. Отчасти это напоминает "Автостопом по Галактике", отчасти - произведения Харлана Эллисона и в очень значительной степени "LEXX"; это абсолютно ненаучная космическая фантастика, где реализм принесён в жертву выразительности, и при этом психологическая достоверность и повседневная, будничная подача делают происходящее совершенно верибельным. Во многом "Сага" напоминает пространство сна. Венец использует не технологии, а магию, зачарованные шлемы и мечи, а в их танковых войсках - гигантские черепахи. Тут есть планета роботов (которой правит Король Робот и его наследники Принц и Принцесса Роботы), где социальный статус определяется качеством телевизора, который у вас вместо головы. Есть белёк - пастух моржей, и он чудесный. Планета тут может быть яйцом и борделем, а может попытаться вас убить. Это один из самых ярких и причудливых миров, что я в принципе видел.
Огромная заслуга в его создании принадлежит, безусловно, Фионе Стэпплз. Нужен незаурядный художник, чтоб изобразить такие сюрреалистические миры, и Стэпплз - именно из таких. Она сумела придать этому набору образов достоверность и цельность. Рисовка не очень детальная (то есть не как в европейских комиксах), но при этом проработанная. Особо хочу сказать про разработку образов - а тут у каждого героя запоминающееся индивидуальное лицо, - и про мимику; Стэпплз делает эмоциональные сцены по-настоящему эмоциональными, в этих людей веришь (и часто их лица говорят много больше, чем облачка с текстом)... даже Принц Робот, у которого просто нет лица, настолько выразителен, что я без труда интонировал его реплики при чтении.


Но всё-таки в первую очередь "Сага" про не очень зрелых людей, которые вдруг сталкиваются с необходимостью стать родителями, и про общество во время войны. Тут есть пара очень жёстких военных сцен (с санитаркой-белочкой особенно), но фактически военная тематика передаётся почти без показа линии фронта; "Сага" не столько про солдат, сколько про общественное мнение - про людей, которые водят детей на место страшной битвы, чтоб те знали, кого помнить и кого ненавидеть, и про людей, которые взрывают полздания, потому что отттуда стреляют по журналистам (варвары!), про обсуждение у кого на каких фронтах погибли родственники и кто в этом виноват... Местами это даже пугающе актуально.
Семейная линия ещё более достоверна и трогательна. И, в сущности, пугает не меньше. Жизненные компромиссы, вроде необходимости найти постоянную оплачиваемую работу ("мой старик всю жизнь вкалывал, потому что так было якобы нужно для семьи, и стал полным козлом!"), распределение домашних обязанностей и попытки сохранить во всем этом какую-то близость, отношения с родителями и особенно - с родителями второй половинки... Брайан Вон умудряется очень тонко соблюсти баланс между изображением деторождения и воспитания как сущего ада и демонстрацией счастья молодых родителей. Интересно, что преследование не делает именно семейную жизнь главгероев сложнее - они сталкиваются с теми же проблемами, что и любая молодая семья; атака наёмников или столкновение с гигантским космическим зародышем скорее помогают им вспомнить о том, что важнее семейных дрязг.
Кстати, тема родительства тут воплощена не только в магистральном сюжете об Алане и Марко, - она затрагивает почти всех персонажей. И это очень тонкая полифония.


Если вы ещё не читали "Сагу" - сделайте это. Не знаю, может ли она кому-то не понравиться, но я проголтил четыре тома, не отрываясь, и у меня отчаянная ломка - а пятый ещё так нескоро!..

@темы: картинко, лубки заморские