Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:59 

Интернациональное единство, версия 0+, употребить до 1980 г.

Леммивинкс, Король Хомячков
Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
В СССР определенный процент продукции для детей почти всегда был острополитическим, причём особенно заметным этот процент стал отчего-то не в, скажем, сталинские времена, а позже, ы эпоху оттепели и дальнейшего застоя. В таких книжках и фильмах обычно или была политическая аллегория, очевидная даже для первоклассника, если он слушал хоть иногда радио (как, например, в моей любимой книжке про "рукокрылых волшебников" с их фашиствующе-империалистическими замашками), либо напрямую показаны были шпионы и бандиты (обычно эти занятия совмещали) из неназванной, но отчётливо западной страны. Часто там были кубинские, вьетнамские или ещё какие-то дружественно-иностранные дети, на примере которых маленькие читатели и зрители могли увидеть, как любят их советскую родину в мире и как тяжело живётся их сверстникам вне опеки мудрой коммунистической партии. "Попутного ветра, «Синяя Птица»!" Михаила Ершова (единственный детский фильм этого режиссёра, кстати) является, что называется, сферическим представителем этого поджанра в вакууме. Поэтому фильм интересен не столько как кинопроизведение, сколько как памятник определённых направления и эпохи.
Подростки, победившие в международном конкурсе на тему мира во всём мире, в качестве приза отправляются в круиз на шхуне "Синяя Птица". В самом начале перед нами проходит целая череда персонажей из разных стран (многие из которых поданы в прекрасном расистски-стереотипном духе), но в дальнейшем они будут играть лишь роль практически безмолвной массовки. Настоящих персонажей тут всего двое: югославский мальчик без определённого характера и американский мальчик с характером премерзким. Последний гиперактивен и невероятно агрессивен, постоянно орёт и грубит, но отчего-то подан как положительный персонаж. Есть ещё английский мальчик, вся роль которого сводится к тому, что быть умным (даже сценарист понимал, что главным героям это не по плечу), да советская девочка, в которую влюбляется югослав... и, в общем, её характер этим фактом ограничен.
Большинство интернациональных детей не играет никакой роли в сюжете потому, что "Попутного ветра..." в первую очередь посвящен не установлению дружбы с представителями других народов и поискам общности, преодолевающей границы и расовые предрассудки. Он посвящён борьбе с наркомафией. Ведь, так как шхуну с детьми-призерами не досматривает таможня, на ней решили вывезти наркотики. И делают это немолодая женщина, представившаяся представительницей общества защиты животных, и акробат, которых капитан почему-то не спрашивает, какое отношение они вообще имеют к этой экспедиции. Главные герои - невыразительный югослав и неприятный американец - долго подозревают в чём-то нехорошем судового врача, но вышесказанное - не спойлер, так как фильм весьма целенаправленно выдаёт всю интригу зрителю с самого начала. Ну, чтоб смотреть было скучнее.
Вообще почти до самого конца фильм представляет собой просто набор слабо связанных эпизодов, не вызывающих интереса. Вот герои на пляже. Вот карабканье на мачту. Вот японец ни к селу, ни к городу упомянул Хиросиму. Вот вставной песенный номер. Создается впечатление, что сценарий дописывали уже в монтажной, пытаясь расположить бессвязный отснятый материал. При этом в "Попутного ветра..." есть и удачные эпизоды - но они тоже висят в воздухе. Так, очень хороша злодейка миссис Рипс в исполнении Блаженки Каталинич: в неё веришь, у неё есть характер и фактурность; с ней связан и едва ли не лучший эпизод фильма - когда миссис Рипс отказывается сесть за столом рядом с юношей из Сенегала и наталкивается на враждебность и неприятие со стороны всего корабля. К сожалению, этот отличный эпизод заканчивается, мягко говоря, малоудачно - в поддержу сенегальца остальные дети не только красят лица чёрным, что было бы понятно, но и изображают каких-то дикарей мумбо-юибо. Кхм. Лоремур, её напарник, не очень интересен как персонаж, но артист оригинального жанра Борис Марантов показывает действительно красивые и впечатляющие номера. Есть в фильме и красивые видовые съёмки. Игра Александра Гаврилова и Миленко Йовановича, исполнивших главные роли, не вызывает нареканий с учётом того, как мало простора для работы дал им сценарий. На этом, пожалуй, плюсы фильма заканчиваются.
"Попутного ветра, «Синяя Птица»!" - фильм безвредный, но также и совершенно, если можно так выразиться, бесполезный. Смотреть его как кино - не стоит, но можно ознакомиться как со своеобразным советским комаром, застывшим в янтаре кинематографа.

@темы: важнейшим из искусств...

URL
Комментарии
2016-06-19 в 19:07 

boynton
Ну вот во времена застоя, если таковыми считать 70-80-е, я таких фильмов уже особо не припомню. А вот в 60-е - да, пышным цветом. А тут еще и совместно с югославами...
Ты лучше "В тридевятом царстве" посмотри, тоже очень политизированная вещь, но там хоть поржать есть над чем. :)

2016-06-19 в 22:47 

Леммивинкс, Король Хомячков
Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
boynton, о, спасибо, оказывается, я такого фильма не видел...

URL
2016-06-20 в 00:08 

boynton
Леммивинкс, Король Хомячков, он, кстати, очень своеобразен и необычен. Возможно, именно поэтому мало известен. Основное содержание таки политика, но в форме, скорее, сказки, чем боевика или детектива. Собственно, снят по книге Губарева, что отчасти роднит его с "Королевством кривых зеркал", которое, по сути, тоже политизированная сказка. В общем, на мой взгляд, получилось не так уж плохо, хотя до того же "Королевства...", наверное, не дотягивает.

   

Хомячковое королевство

главная