Леммивинкс, Король Хомячков
Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
По какой-то причине из всех обзорщиков кино, которых я смотрю, именно Cinema Snob вызывает наибольшее желание ознакомиться с фильмами, о которых рассказывает. Почти все они у меня в списке на просмотр. Может, причина ви том, что это преимущественно ужасы, порно и кино 80-х?.. Ну, так или иначе, а сегодня я посмотрел фильм, давший начало одной из наиболее примечательных его серий обзоров - "Sleepaway Camp" Роберта Хилтзика.
Фильм довольно известен, но всё же постараюсь рассказать о нём, избегая спойлеров, хоть именно в спойлерах - самая примечательная и знаменитая его особенность. Итак, "Sleepaway Camp" начинается мирной сценой семейного отдыха на озере, но когда двойняшки опрокидывают лодку, в которой плыли с отцом, а пара подростков, не справившись с управлением моторкой, проплывает над ними, мирная сцена становится кровавой... Мы переносимся на восемь лет вперёд, в момент, когда Марта отправляет в летний лагерь двоих подростков - своего сына Рикки и племянницу Анжелу, о которой она как единственная родственница заботится с момента трагедии. Рикки едет туда не впервые и всех знает, а вот Анжела в первый раз выбирается куда0то без взрослых и вообще явно так и не отошла до конца от трагедии. Замкнутой и молчаливой девочке, конечно, приходится непросто в новом коллективе... А потом в лагере начинают происходить неплохо замаскированные под несчастные случаи убийства.
При словах "слэшер про летний лагерь" на ум, конечно же, сразу приходит "Пятница, 13-е" - и "Sleepaway Camp" составляет удивительный контраст с этой первой ассоциацией. В серии про Хрустальное озеро в одноимённом лагере лишь пару раз вообще присутствовали дети, и даже если они были, то ни убийца, ни авторы фильмов не уделяли им никакого внимания. Напротив, в "Sleepaway Camp" дети не только присутствуют - именно они являются главными героями, а вожатые появляются лишь постольку-поскольку. Фактически, этот фильм ближе не к "Пятнице, 13-му", а к чему-то типа "Сто дней после детства" - это история о подростках, неловкости первых отношений и тому подобном, только с убийствами (которые при этом, повторюсь, скорее факультативны и не стоят в центре действия).
Даже не принимая во внимание финальный поворот сюжета, который скорее подчеркивает ту же тему, чем привносит что-то принципиально новое, "Sleepaway Camp" подчеркивает специфику раннего пубертата, когда девочки и мальчики уже понимают, что они отличаются сильнее, чем казалось раньше, и уже интересуются друг другом больше, чем раньше, но ещё не знают хорошенько, что с этим интересом делать. Вот твоя ровесница, с которой вы нормально и непринуждённо общались прошлым летом, за год приобрела женственные формы и теперь общается с парнями из старшей группы, а тебя называет малышом. Вот ты целуешь девочку, которой вроде бы нравишься, я она обижается и уходит - а почему, разве это не то, что вам положено делать, ей самой разве не хочется? "Sleepaway Camp" отлично воспроизводит ту густую смесь детской наивности, глупых приколов и серьёзного соперничества при игре в "зарницу" с отупляющими волнами впервые проснувшихся гормонов, которая так тесно связана с летними лагерями.
Но то, что убийства не стоят в центре фильма, не значит, что он плох как слэшер. Хотя, безусловно, нестандартен - собственно, тут всего пара сцен, где убийца действительно slashes, в остальном же речь идёт о более тонких методах убийства, имитирующих несчастные случаи. Более тонких, но не менее жестоких: обвариться крутым кипятком или быть до смерти зажаленным пчелами - неплохая альтернатива смерти от мачете. Вместо крупных планов разрубаемой плоти и окровавленных орудий убийств Хилтзик демонстрирует долгие планы с изуродованными, искажёнными агонией телами, заставляя зрителя ёжиться при мысли о пережитых жертвами ощущениях, и это работает (в частности потому, что спецэффекты вполне неплохи по меркам этого сегмента кино). В финальных сценах фильма, где действие происходит почти в полной темноте (не мешающей разглядеть то, что нужно разглядеть, в отличие от многих подобных сцен, но оставляющей зрителя в достаточном напряжении из-за того, чего ему не видно), неплохо нагнетена и паника, когда об имитации несчастных случаев речь уже не идёт, а счёт трупов растёт стремительно. Да и немигающий взгляд Анжелы неплохо создаёт саспенс, даже до того, как происходит первое убийство.
Вообще актёрская игра - неожиданно сильная сторона "Sleepaway Camp". Поскольку акцент тут на взаимодействии персонажей, а не беготне по лесу и кровавом расчленении, это важный аспект, и актёры действительно не подводят. Фелисса Роуз, Джонатан Тирстен и Кристофер Коллет (исполняющие роли Анжелы, Рикки и его друга Пола соответственно) играют вполне верибельных и симпатичных подростков, причём Роуз выглядит выразительно даже в первой трети фильма, где у неё нет реплик. У взрослых роли поменьше, но и они вполне убедительны. Конечно, Дезри Гулд в роли тёти Марты выглядит более чем странно, но персонаж именно таким и должен быть. Единственное явно слабое звено в актёрском ансамбле, на мой взгляд, это Карен Филдс в роли Джуди - по какой-то причине она строит гримасы, вернее, одну и ту же гримасу, произнося каждую свою реплику, и смотреть на это тяжко.
Конечно, есть у "Sleepaway Camp" и другие недостатки. При том, что сценарий в целом крепок и внятен, тут встречаются порой пассажи типа "-Доктор, каков ваш прогноз? -Он получил серьёзные ожоги", да и монологи директора лагеря ближе к финалу хоть и отчасти оправданы сюжетно, смотрятся всё же как неловкий приём. Финальные кадры картины, при всей их узнаваемости, вызывают и недоумение - я имею ввиду буквально последний кадр с широко открытым ртом.
Тем не менее, фильм довольно сильный и интересный, как минимум - не банальный.

@темы: ужас замка Морисвилль, важнейшим из искусств...