Леммивинкс, Король Хомячков
Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Я не одобряю взгляда свысока на жанр ужасов, и я могу назвать представителей этого жанра, в которых актёрская игра очень впечатляет, но я первый соглашусь, что это - не краеугольный камень жанра. Режиссура и темпоритм, операторская работа, спецэффекты и даже работа композитора - все эти факторы в большинстве случаев более значимы для успешного хоррора, чем убедительная актёрская игра (так же, как для драмы актёры важнее спецэффектов). Кроме того, жанр зачастую имеет дело с архетипами, поэтому достаточно условная и преувеличенная игра вполне уместна. Но если ни саспенса, ни мощных эффектов и грима, ни запоминающейся музыки в фильме нет, и при этом сценарий из рук вон плох, а актёры играют ниже уровня местечкового КВНа - это уже повод для обоснованных упрёков.
Это вступление могло бы относиться к прискорбно большому числу фильмов, но сегодня речь идёт об "Исполнителе желаний-3: Камне дьявола".
Фильм вышел через три года после предыдущей части и сразу на видео, а съёмочная группа сменилась полностью - даже Эндрю Дивоффа не сумели заманить вновь на заглавную роль. И это заметно. Очень заметно.
Вторая часть, тоже не рассчитанная на кинопрокат, не могла похвастаться высококачественными спецэффектами, но это компенсировал интересный и неплохо написанный сценарий, харизма Дивоффа и если не великой, то по меньшей мере убедительной актёрской игрой. В третьей части спецэффекты не просто стали хуже в техническом плане (а они откровенно халтурны - чего стоят только зубы, явно нарисованные поверх якобы обгрызенных губ), но и используются лишь в крайнем случае, и поэтому в киносерии, ставшей известной благодаря изобретательным и необычным убийствам, смерти оказываются как можно более простыми и не-сверхъестественными. В какой-то момент пожелавшую "где-то спрятаться" героиню джинн просто руками подтаскивает к клетке с крысами и запихивает туда её голову - зачем эффекты, уменьшение, телепортация и прочее, когда моно так?
И, как я уже сказал, фильму нечем это компенсировать. Помните, как в первой и особенно второй частях джинн хитро играл словами, а зритель во время каждого диалога с его участием находился в постоянном напряжении? Помните интересный контраст между безграничностью его мощи и необходимостью находить подход даже к простому секьюрити, ибо без желания эта мощь - ничто? Помните, наконец, драматический конфликт, с которым столкнулась героиня второй части? Перед просмотром "Камня дьявола" всё это лучше бы забыть. Джинн тут в любой момент может швырять людей, бегать наперегонки с машиной и так далее, так что непонятно, зачем эти желания вообще нужны (души он тоже не собирает, по крайней мере, речи об этом нет). Что до главной героини, то ей попытались выдать конфликт, но странный до безумия - травматические воспоминания, отношения с парнем и, собственно, джинн никак по смыслу не связаны, а итоговая мораль обескураживает: выходит, что самоубийство для персонажа, уже болезненно склонного к суициду, это единственно правильный и для всех спасительный выход. То есть... Сценарист Алекс Райт, что вы имели ввиду? (На самом деле, конечно, не имел ввиду ничего, просто написал эту историю на обертке от бургера за стоимость того же бургера).
Но, может быть, в слабоватые диалоги и неубедительную историю актёры вложили всю душу и придали жизни плоскому сценарию? Да, мне тоже смешно. Актёры в "Камне дьявола" - одни из худших, что я видел в жизни. Да, включая и российские телесериалы. Они не то что неубедительны, но даже и не пытаются соотнести то, что делают, со сценарием, ситуацией и базовыми человеческими эмоциями.
Но режиссёр Крис Энджел придумал блестящий план, как компенсировать все эти недочёты! Во-первых, чтоб заменить эффектные убийства он ввёл в сюжет архангела Михаила, а с ним и многочисленные сцены фехтования (нет, я не шучу). Оставим в стороне вопрос о том, как это соотносится с традициями серии и жанром фильма. Скажу просто - если хореография сражений в фильме смотрится хуже, чем тренировка не очень опытных реконструкторов, то, скорее всего, сцены фехтования вводить в фильм и не стоило.
Во-вторых, чтоб отвлечь нас от чудовищно плохой игры актёров, Энджел заставляет их часто и неуместно раздеваться - причём как-то не сильно, так что зачем фильму рейтинг R решительно непонятно - и заниматься неловким петтингом. Проблема тут, собственно, та же, что и с фехтованием - если нельзя поставить эти элементы так, чтоб зрителю хоть бы не было противно, то, наверное, лучше б такие элементы не включать вовсе.
Есть ли у "Дьявольского камня" достоинства? По чести сказать - да. Во-первых, тут хорошо поставлены трюки на машинах. Они не очень уместны, но смотрятся, надо признать, неплохо. Во-вторых, Джейсон Коннери, исполнивший в этой части роль джинна, единственный на съёмочной площадке хоть бы в общих чертах понимает смысл актерской профессии и даже играет с некоторым задором; ничего потрясающего, но на фоне своих коллег он просто чёртов Иэн Маккеллен.
Достаточно ли этих плюсов, чтоб хоть бы оправдать факт существования фильма? Нет, конечно.
"Камень дьявола" - это сиквел, который не просто хуже предыдущей части, он хуже чем... да просто камень! Серьёзно, булыжник у дороги хоть бы не выглядит идиотским и халтурным.

@темы: ужас замка Морисвилль, важнейшим из искусств..., АдЪ