Прочёл "Записки на досуге" Ёсиды Канэёси.
Это больше похоже не на дневник, который ведут каждый день, подписывая дату и заполняя его сведениями о погоде и блюдах на обед, а, как ни странно, на блог. Сиюминутные размышления, забавные или поучительные случаи, как те, в которых автор участвовал, так и те, о которых только слышал, понравившиеся цитаты, бессюжетные зарисовки, видимо, для тренировки слога, и просто какие-то факты и сведения "чтобы не забыть"... Очень живой текст, создающий настоящее ощущение диалога с автором, хотя и не дающий о нём почти никаких фактических сведений.
Если говорить о пересказанных (впрочем, точно ли "пере"?) тут историях, не могу не отметить рассказ о судье, который съедал по две репы в день, о предсказанном падении с лошади, и о льве и собаке, повёрнутых в разные стороны. Впрочем, некоторые из рассказанных Канэёси историй привлекают внимание прежде всего своей совершенной непонятностью и чуждостью. Какую мораль вывел из них рассказчик - остаётся непонятным, да и сами истории иной раз довольно несуразны. Интересно, в чём главная причина этого непонимания - во временном промежутке, затемняющем для читателя реалии, очевидные автору, или отличие ментальности?
Впрочем, ещё занимательнее размышления, которые Ёсида Канэёси будто записывает по мере того, как они приходят в голову, так что можно проследить развитие живой мысли. Особенно интересно, но и несколько смущающе, что многие из этих рассуждений явно противоречат друг другу. Канэёси и осуждает и восхваляет семью, бичует женщин как созданий вредных и отвратительных, и восхищается ими, в том числе и не слишком по-монашески, в одном месте утверждает, что надо всего себя посвятить одному делу и не распыляться, а в другом - что не стоит входить в изучение чего-то в деталях, а достаточно знать основы... Как объяснить это? Возможно, это отражение эволюции взглядов, но мне больше по нраву другой вариант. Канэёси мне видится эдаким спокойным интеллектуалом, не то чтоб циничным, а скорее действительно "непривязанным", и, думается, он вполне мог писать тексты, поддерживающие разные расхожие мнения, в разных жанрах, вполне осознавая их противоположность, просто в качестве умственного упражнения. Впрочем, я предвзят, поскольку многие суждения Канэёси мне чрезвычайно нравятся и очень близки, так что мне, конечно, хотелось бы, чтоб противоположные взгляды были лишь игрой, вроде выдуманной патриархом Фотием ереси. Впрочем, надо помнить, что он был буддистом, так что осознанный "разрыв шаблонов" мог быть продиктован и религиозными мотивами.
Однако есть и темы, проходящие через все "Записки на досуге". Это постоянная память смертная, эстетика ваби-саби, сожаления об утерянных и уходящих обычаях старины и идеал отшельничества, честно сказать, несколько эпикурейский. Канэёси призывает не столько к аскетическому истощению и самоистязанию, сколько рекомендует довольствоваться малым и тем приобрести спокойствие. Отдыхая в маленьком неприбранном домике наблюдать за запущенным садом или вести спокойную и ни к чему не обязывающую беседу с другом - кажется, именно таков, несмотря на попытки привнести больше буддийской строгости, жизненный идеал Ёсиды Канэёси, и я с ним вполне солидарен.
Стоило бы выписать несколько цитат, но... Не знаю. мне не хочется сейчас торопливо листать книгу, препарируя текст и вырывая куски, не вчитавшись в них. В конце концов, "Записки на досуге" я ведь, без сомнения, перечитаю ещё не раз. Пожалуй, это единственный претендент на роль "настольной книги" для меня.