Посмотрел фильм Дункана Джонса "Луна 2112" (который в оригинале просто "Moon"). На коробке с диском написано, что фильм "для поклонников "Космической одиссеи 2001"" - что ж, в фильме есть явные отсылки к классике, но скорее полемического толка. А настроение "Луны 2112" уж точно не в духе Кларка - скорее вспоминается Филипп Дик и немного Брэдбери.
К сожалению, о "Луне 2112" нельзя говорить без спойлеров - причём важных для сюжета и способных испортить удовольствие от просмотра. Так что лучше не читайте дальше, если собираетесь смотреть этот фильм.
Итак, Сэм Белл почти 3 года провёл на обратной стороне Луны, следя за происходящим там сбором гелия-3, решившего мировые энергетические проблемы. Естественно, за три года общения только с роботом ГЕРТИ, самое человечное в котором - ситуационные смайлики, Сэм несколько ментально и эмоционально вымотан и очень ждёт возможности вернуться на Землю. Но во время планового объезда харвестеров его луноход попадает в аварию. Сэм приходит в себя на больничной койке на станции. От удара он потерял память о происшествии, и что-то его в этом беспокоит. Сэм едет к разбившемуся луноходу и достаёт из него тело - своё. Второй Сэм (травмы у которого гораздо заметнее - если честно, у первого они незаметны вовсе) приходит в себя, и они начинают выяснять, что происходит. Всё это очень напоминает Дика - главных героев не назовёшь на вид здравомыслящими, но их параноидальные теории подтверждаются, а зритель попеременно гадает - бред ли то, что он видит, или подлинное проявление теории заговора. Если сперва кажется очевидным, что второй Сэм и правда клон, то, наблюдая за их общением, начинаешь сомневаться в его существовании - оба Сэма ведут себя очень по-разному и кажутся расщеплённой единой личностью. И личностью не вполне адекватной. Однако в итоге паранойя (опять же, вполне в духе Дика) оказывается вполне обоснованной. На самом деле всё оказалось даже хуже - ни один из них не был оригинальным Сэмом Беллом. И вот тут начинается космическая лирика и трагедия. Сэмы обнаруживают, что они - неполноценные копии, придатки к машине, вся жизнь которых пройдёт в тесных стенах этой станции, в воспоминаниях о женщине, которая никогда не принадлежала им и давно умерла от старости. Пожалуй, именно для этого, а не для психологического триллера до того, и снят весь фильм. Клоны пытаются найти в своей жизни какой-то смысл, один - глядя вперёд, другой - назад, и утешением им служат дорогие воспоминания, даже несмотря на то, что Сэмы уже знают, что они им не принадлежат. Какая разница, откуда возникла любовь, если её ощущаешь...
Сэм Рокуэлл, фактически, в одиночку играет весь фильм и играет прекрасно , а ведь задача перед ним непростая. Очень красиво показана Луна - хотя она и выступает, по сути, лишь фоном, но атмосферу создаёт отлично. Как и аскетичный дизайн станции.
Фильм колеблется от депрессивного до грустного и позволяет провести аналогии с общечеловеческой жизнью - тоже не слишком оптимистичные. Но хорошим и глубоким фильмам это вообще свойственно. А просмотра "Луна 2112" стоит, пожалуй.