Может показаться странным (и действительно в определённой степени странно), но я не смотрел ни одного японского ужастика. Вот и "Проклятие" мне попалось американское. Зато с Сарой Мишель Геллар - о, Баффи, о любовь моей нежной юности!
По идее это римейк японского фильма (который, как вы поняли, если хоть немного смыслите в логике, я не смотрел), однако это явно скорее вариация одного сюжета, чем копирование. Я так уверен потому, что тема (эмоциональная тема, я имею ввиду; никаких других там нет, но к этому мы вернёмся) первой половины фильма - чужая страна. Главные герои, или, точнее, большинство жертв - американцы, переехавшие в Японию. Все они ощущают себя неуютно, все они в большей или меньшей степени одиноки и потеряны. И это напрямую связано с вопросом об ужасах. Сюжет "Проклятия" (как и прочих японских ужастиков) чисто синтоистский. И для японцев это, конечно, ужасно, это серьёзная проблема, но в этом нет ничего, как бы сказать, ненормального... Это не совсем то слово, но лучшего я подобрать не могу. Как маньяк-убийца - встречаться с ним не хочется, это опасно и очень страшно, но это не разрушит ваши представления о мире. А вот американцы к этому не готовы. Очень характерен контраст того, как персонажи инстинктивно понимают, что приближается опасность, понимают, чего следует бояться (даже если со стороны происходящее кажется ещё не угрожающим), и в то же время никак не могу на уровне сознания уяснить, что вообще происходит. Япония для них - враждебная среда, и призраки - лишь наиболее враждебная её часть.
Сюжета у фильма, собственно, нет - по крайней мере, в традиционном понимании. Нет развития конфликта и тому подобного. Роль Сары Мишель Геллар весьма условно главная - она почти ничего не делает и пребывает на экране меньше половины фильма. По существу, это страшилка. Она повествует о случае - вот что произошло с людьми, которые нарушили такое-то табу (в данном случае - поселились в нехорошем доме). Количество таких страшилок может быть неограниченным, с одной стороны, но все случаи будут похожи друг на друга, с другой. В этом и состоит всё "Проклятие" - череда смертей людей, которые были осквернены пропитанным ненавистью домом. Как я уже сказал, сюжет чисто синтоистский - и с точки зрения синтоизма очень простой и очевидный. Вместо невнятных категорий типа, собственно, проклятья (даже не хочу знать, почему "The Grudge" не перевели дословно, т.е. более осмысленно) или зла он оперирует самоочевидным принципом скверны. Скверна возникает из злобы и насилия, укореняется в доме и затрагивает всех, кто туда попадает - и тех, кто с ними соприкасается, и распространяется всё больше... Кстати, завязка характеризуется тоже, по-моему, чисто японской преувеличенной жестокостью - сложно назвать случившееся с семьей, жившей в этом доме, реалистичным... если только не сверять с фольклорными сюжетами или самурайскими историями, где убийства с особой жестокостью могут последовать по любому поводу.
Страшно. Очень атмосферно и страшно. Понятия не имею. как японцы добиваются, чтоб неуклюже ползущий и кряхтящий труп вызывал такой ужас, но им хорошо удаётся. Хотя главное, конечно, не острый ужас, а безысходность, которую ощущаешь во всей полноте. Даже предположить, что финал будет хорошим, невозможно. Спасения нет.
Именно как страшилка "Проклятие" заслуживает пристального внимания. Совершенно не работая с сознанием, фильм очень эффективно воздействует на эмоции зрителя.