Дети ходят на кумиров поглазеть,
На концертах у кумиров поборзеть.
Но тинейджерские вопли,
Восхищение и сопли
Обусловлены политикой родных телеканалов
И больших радиостанций —
И дай Бог им всем здоровья:
Зарабатывают деньги.
Только совесть надо всё-таки иметь!
<...>
Я поставлю детям Баха,
Я им Моцарта поставлю.
Я с ремнём в руке к искусству
Приобщиться их заставлю!
Станут взрослыми ребятки —
И спасибо скажут папке.
Бить по попке тоже важно,
Чтоб растить нормальных граждан!

"По классике тоскуя...", Тимур Шаов

Эта мысль родилась под влиянием (или скорее - по поводу) песни Тимура Шаова "По классике тоскуя", так что и излагать я её буду в терминах музыки, но вообще она относится к искусству в целом (да и не только).
Есть люди, считающие, что массы жаждут большого и светлого, что они хотели бы высокой культуры, но не могут её получить. Злые музыкальные каналы, радиостанции и записывающие компании не дают массам Грига и Бартока, а дают им только Бритни и "Ранеток". Вот массам и приходится слушать это, подсознательно тоскуя по какому-нибудь концерту ля-минор. Но, позвольте - как-то же сами эти люди умудряются слушать не Бейонсе, а Вивальди! Как-то находят способ удовлетворить свою нездоровую страсть и при том не становятся жертвами ротации. Вообще уж в наши-то дни, в эру интернета, говорить о недоступности чего бы то ни было просто смешно. (да, есть люди, которым это недоступно, я не спорю - но вы уверены что именно Лист и Гендель занимают приоритетные места в списке их потребностей?)
Но важнее иное - в самом посыле кроется противоречие. Итак, А) люди от природы обладают стремлением к хорошему и любили бы классику, если б могли к ней прикоснуться; Б) мегакорпорации не дают им такой возможности; В) мегакорпорации интересует только прибыль. Отсюда вывод - классика не приносит прибыли. Но как это возможно, если люди её жаждут? Вообще-то, давайте посмотрим: правообладатели давно умерли; имена уже раскручены; треки длятся по полчаса. Короче говоря, если дело только в этом, классику продвигать куда выгоднее, чем создавать новую попсу. Так что если всеми звукозаписывающими компаниями, радио- и телеканалами не овладела жажда абстрактного зла, видимо, классическую музыку всё-таки сложно продать.
Такая логика - желание видеть в людях лучшее, сводящееся к представлению о них как о безвольных овцах, следующих за главным бараном куда угодно - кстати, характерна не только для вопросов культуры, но и политики, религии и этики - не сомневаюсь, примеры все могут вспомнить без труда. И приводит она, конечно, к тому, что её адепт исключительно из благих побуждений хочет ликвидировать нынешнего барана и стать новым, ведущим стадо в верном направлении. Чаще просто хочет, реже - к несчастью, осуществляет свою идею. Кстати, иногда это, как кажется, имеет успех. По двум причинам: или это действительно кажется, успех относится не к людям в целом, а лишь к отдельной группе, которая по какой-то причине заметнее всего; или же просто предыдущий "баран" как раз вёл куда-то не туда, так что массы охотно сменили направление, используя для этого данного активиста.
Цинизм и онтологический пессимизм вообще дают неплохие результаты, тогда как идеализм и вера в лучшее - источник всего самого ужасного в мировой истории.