Посмотрел тут мимодумно (спасибо каналу ТВ 3 за весь тот трэш, что мы не увидим по другим каналам!) фильм с немудрёным названием "Монстр". Название и канал уже сказали вам всё, что надо знать, но всё-таки...
Небольшой американский городок известен тем, что там снимали серию классических фильмов ужасов о Монстре. Как и многие хоть чем-то известные маленькие городки, в которых не добывают ценных природных ресурсов, он целиком сосредоточен на выбивании денег из этой известности. В городе регулярно проходит кинофестиваль ужасов, в кафе меню пестрит названиями типа "завтрак Монстра" и так далее. Самый знаменитый человек города - конечно, актёр, исполнявший главную роль в фильмах про Монстра (нет, не самого чудовища, а героя, который его убивает, разумеется). Правда, сейчас ему хорошо за семьдесят, и он содержится в психиатрической лечебнице, потому что начал путать свои фильмы с реальностью. Чтоб забрать его оттуда и присмотреть за ним, в город приезжает внук актёра. Он не в восторге от обязанности опекать престарелого безумца, а тот твердит, что каждые три года город атакует Монстр, и время как раз пришло. Всё якобы случается как в кино, и только он, герой города, может остановить массовые убийства. Естественно, молодой человек не верит в эти истории, но тем временем начинают гибнуть люди, а предсказания деда (которого забирают по подозрению в убийствах) вроде внезапно налетевшей на город грозы или появления дочки врача по имени Джилл заставляют парня поневоле поверить его рассказам. Теперь заботу о городе берут на себя два героя - старший и младший...
На самом деле идея снять фильм класса "В" о том, как фильмы класса "В" стали реальностью, это просто находка! Во-первых, это позволяет без раздумий наполнить его штампами, не боясь обвинений во вторичности. Во-вторых, благодаря тому, что мы заранее знаем, как всё должно происходить, отлично получается нагнетать напряжение минимальными средствами (большую часть фильма Монстр - это просто зловеще надвигающаяся камера). Последовательно сменяют друг друга сцена с подростками на заднем сидении в безлюдном месте, сцена с купанием голышом в зловещем озере и т.д. И каждый раз, поскольку нам известно, что должно случиться, мы с возрастающим напряжением ждём этого, реагируем на каждый шорох почти без усилий со стороны режиссёра.
Как это вообще свойственно подобным фильмам, "Монстр" балансирует между ужасами и комедией, впрочем, оставаясь довольно немудрёным в обеих ипостасях. Самым забавным комедийным элементом является, пожалуй, брат Джилл, предводитель местной шпаны, старательно изображающий стереотипного чёрного (за отсутствием, конечно, таковых в этническим однородном городке).
Однако тут есть и интересная мысль. "Кино - современная мифология" - уже навязшая в зубах фраза, но тут её истолковали буквально. Фильм становится мифом, т.е. рассказом о значимых (и повторяющихся!) событиях и образцом поведения в соответствующей ситуации. Кстати, ведь ужастики действительно ближе всего к мифологической модели: эпический герой сражается с хтоническим чудовищем, чтоб восстановить нормальный порядок вещей и защитить селение.
"Монстр" интересен с киноманской точки зрения, если вам нравится кричать "Ой, вот сейчас, вот сейчас! и "А я знаю, откуда это!" или в связи с вышеупомянутой идеей. Просто же как кино... Ну, в жару, когда нет сил думать - сойдёт под холодный морс.