В историях, где есть ярко выраженное Добро и Зло, если они не ходят тупо в белых и чёрных балахонах (что, конечно, бывает не так уж редко), зачастую используются два противоположных типа визуализации их противостояния. Наиболее показательный пример первого - вступительная сцена "Ночного Дозора" Бекмамбетова. Наши - организованные, в сияющих доспехах, хорошо оснащённые и всем своим видом представляющие Цивилизацию и Порядок; враги - диковатая толпа в шкурах, с самодельным оружием, где ни один не похож на другого - грязная орда Варваров. Самым известным примером второго варианта нынче, видимо, надо назвать "Аватар" Кэмерона, но я предпочёл бы вспомнить о "Властелине колец", где этот конфликт не так выпячивается, но для Толкиена он был важен. Наши - простые, живущие в гармонии с природой, обходящиеся без излишеств, воплощение Традиции и Пасторали; враги - потерявшие человечность поклонники грязных, грохочущих технологий, годных только на разрушение, армия Упадка и Бездушия. Если корни первого архетипа очевидны (хотя можно ли говорить, что у него вообще есть "корни", не коренится ли он в так называемом коллективном бессознательном? Ведь едва ли было время и место, где люди не самоидентифицировались подобным образом), то второй вызывает любопытство. Появился ли он в конце XIX века, когда немногочисленные ещё тогда интеллектуалы, пресытившиеся прогрессом и не нашедшие в нём духовного утешения, обратили свой взор к "Индии духа" и прочим индейцам? Ещё раньше, ведь пасторали появились так давно? Тогда, может, и это - из коллективного бессознательного? Но всё-таки, кажется, это остаётся уделом интеллектуалов...
Кстати, а какой вариант предпочитаете вы? С кем вам проще себя идентифицировать?