Вообще-то я хотел лечь спать. Но тут увидел в бложиках вопрос "и чего люди держатся за Деда Мороза? Религия полезна, даже если бога нет, а он?". Так что теперь мне придётся писать длинный пост на тему "зачем нужен Дед Мороз", а вам - его читать.
Упоминание о религии тут не случайно, хоть, возможно, автор вопроса (прошу его не осуждать - синдром Аспергера вполне объясняет это недоумение) этого в полной мере и не осознавал. Ведь Дед Мороз (не лично он, а этот принцип) на самом деле есть нечто большее и предшествующее религии. Не обязательно хронологически - но функционально. Впрочем, "большее" - не совсем верное слово. Именно предшествующее. Как эмбрион предшествует взрослому организму, имея одни его черты в зачаточном состоянии, другие - почти идентичные взрослым, а некоторых не имея вовсе.
Итак, какие же функции выполняет Дед Мороз? Какую "пользу" он приносит детям?
А) создаёт ощущение некоторого канала безграничных возможностей, ощущение, очень успокаивающее в фактически ограниченной (крайне ограниченной для ребёнка) реальности;
Б) создаёт ощущение наличия некоей неравнодушной, симпатизирующей и опекающей тебя . Разумеется, это роль родителей, но они, будем честны, далеко не всегда с ней справляются, а даже если и так, то неизбежно иногда устают, раздражаются, заняты, а то и могут отшлёпать за ненадлежащее поведение - образ же Деда Мороза, как "отсутствующего божества", ничем не омрачается;
В) даёт надежду на получение благ, практически недостижимых, отсутствие которой могло бы вызвать тоску и отчаяние.
Всё это можно суммировать примерно следующим образом - Дед Мороз создаёт ощущение комфорта, безопасности и полноты. Тут стоило бы упомянуть про пренатальный период и травму родов, но это увело бы нас слишком далеко в сторону, а в общих чертах - вполне очевидно.
Короче говоря, психологически-компенсаторные функции, присущие сюжету о Деде Морозе, в полной мере проявляют себя и продолжают выполняться религией. Правда, она значительно усложняет их, а также дополняет огромным количеством других функций и механизмов, которые часто оказываются гораздо более значимыми или заметными, но это объясняется усложнением и расширением опыта взрослых, которым всё труднее верить в безопасность и комфорт, не получая их в реальности.