Ходил (не по своей воле) с детьми в театр Образцова на "Сказку о царе Салтане". Боюсь, детский, паче того - кукольный театр - очень неподходящий для меня род искусства...
Предваряла собственно спектакль культурная программа в фойе. Неестественно весёлые люди выскочили в толпу слоняющихся там и клянчащих игрушки детей, объявили себя Арлекином и Коломбиной (, а через минуту к ним присоединилась Снегурочка, сообщившая, что Деда Мороза пленил своим ледяным серпантином Мышиный Король (я искренне надеюсь, что это представление не проплатил Кончаловский). Из-под ёлки был извлечён Щелкунчик, сообщивший через Арлекина, что ему нужна армия, после чего детей заставили заниматься строевой подготовкой под музыку из соответствующего балета (зрелище довольно инфернальное). А вот дальше - самое интересное. Появляется Мышиный Король, и положительные персонажи объясняют детям, что те должны встать в круг, взявшись за руки, и по команде когда мимо них пробегает Щелкунчик - полнимать руки, а когда пробегает король - опускать. Никаких объяснений этому дано не было, и лично с моей точки зрения смотрелось довольно бессмысленно. Но брат после этого действия, взахлёб пересказывая его, счёл всё вполне осмысленным - "мы опускали руки и не давали Мышиному Королю убежать, он, правда, несколько раз вырвался, но мы его поймали всё-таки и победили". Подчёркиваю - обо всём этом ведущие не говорили ни слова. Во-первых, я был впечатлён активным творческим сознанием детей - нельзя не задуматься, а как они видят прочие события своей жизни, если способны так активно наделять смыслами любое действие; во-вторых, разумеется, задумался о ритуалистике в религии... Далее не было ничего интересного - пришёл спасённый Дед Мороз, и все отправились на представление - явно наименее впечатлившую детей часть.
Мне самому спектакль не показался плохим, хоть особенно и не заинтересовал (не считая вопроса, почему у Салтана на голове растёт пятиглавая церковь) - я то ли потерял способность получать удовольствие от такого рода зрелищ, в отличие от мамы, то ли это она переобщалась с детьми. Однако я с детства, очевидно, не перечитывал "Сказку о царе Салтане..." и вот, увидев её вновь, с удивлением осознал её суть. Это же довольно психологичная история о безотцовщине. Гвидон, брошенный ребёнок, исступлённо мечтает понравиться отцу - он расстраивается, когда его чудеса, которыми он надеется поразить Салтана, хают, и постоянно старается завезти новые, да всё зазывает царя в гости. Женитьба при этом выглядит явно чем-то побочным и незначительным, только средством. Хм, возможно, сказки лучше не читвать и не смотреть после определённого возраста...