Посмотрел (не по своей воле!) "Трон: Наследие". Всё ровно так, как я и ожидал. Давно не видел (впрочем, потому, что сознательно избегаю. а не потому, что их мало) столь яркого примера подмены киноискусства зрелищным аттракционом.
Сценарий не просто плох, он будто бы показательно лишён смысла и переполнен клише. Первые десять минут фильма не имеют никакого отношения к последующему действию ни в каком смысле. Количество вопросов, которые вызывает сюжетная линия, слишком велико, чтоб все их перечислить. Кто обслуживал и как остались незамеченными громадные вычислительные мощности (несомненно необходимые для поддержания Сети) двадцать лет? Виртуальной ли реальностью следовало заниматься, имя технологию, свободно конвертирующую информацию в материю и наоборот? Если боишься, что твой диск украдут - почему бы не спрятать его? Что, в конце концов, столь ужасного могли бы сделать с миром люди в нелепых костюмах и со светящимися пиками, даже попади они в Нью-Йорк?.. Есть и более принципиальные вопросы. Если КЛУ - копия личности Флинна (пусть двадцатилетней давности), значит, представления КЛУ об идеале соответствуют его тогдашним представлениям - и он был адептом тоталитарного строя?.. Какое значение имеют изоморфы, и чем они так хороши, я уж и не спрашиваю - их хоть можно объявить местным Святым Граалем и успокоиться.
Актёры старательно не-играют. Гаррет Хедлунд научился громко и грустно орать "Нееет!", а больше в этой роли ничего и не требуется, Оливия Уайлд и вовсе только хлопает глазами, а Джефф Бриджес (я никогда не был его большим поклонником, но всё-таки это не Стивен Сигал, а значит, после стольких фильмов по определению умеет хоть как-то играть) неплохо демонстрирует просветленность (видимо, наловчившись после "Безумного спецназа") и явно превосходит всех прочих, но всё-таки не создаёт и одного целостного образа, сыграв две роли. Впрочем, о чём я говорю, образы. Персонажи балансируют между клише и плагиатом. Тут есть типичный Подручный Главного Злодея (да и сам Главный Злодей такой типичный), есть... впрочем, достаточно одного примера: Кастор, программа-владелец местного ночного клуба, - явная копия Меровингена из "Матрицы" по роли в сюжете и общему образу, к которой добавили манерность Руби Рода из "Пятого элемента" и его же тросточку, а завершили образ причёской под Энди Уорхолла.
Наверное, фильм при этом должен быть очень эффектным. Лично меня 3D раздражает; дизайн, казавшийся адекватным в 1982 году, сейчас воспринимаются странно (и осовремененность под нынешние нормы спецэффектов лишь ухудшает впечатление); действие же удручающе однообразно - кроме однообразных езды на светоциклах и метания дисков, да совсем уж унылого рукомашества, ничего и не происходит.
Повторюсь, ничего другого я и не ожидал. Но чтоб не ожидали и вы, говорю - причин смотреть "Трон: Наследие" нет никаких от слова "совсем". Кроме библиотеки Флинна-старшего, но её я вам опишу прямо здесь - Толстой, Достоевский, "И-цзин" и Алмазная Сутра.