Итак, вот я и покончил с серией о Четверг Нонетот (и книгами Ффорде на русском), прочтя "Неладно что-то в нашем королевстве, или Гамбит Минотавра".
Должен сказать, что Ффорде не просто не "продолжает поднимать планку", как утверждает рецензия, помещённая на обложке - "Something Rotten" не только хуже "Кладезя Погибших Сюжетов...", но, пожалуй, и вообще самая неудачная книга из четырёх. Переизбыток сюжетных линий и старательное сматывание сюжетных зацепок из всего цикла не пошли роману на пользу - он смотрится несколько громоздким, переусложнённым и, кажется, там наличествуют более или менее значительные логические ляпы (а если, весьма возможно, их и нет, всё-таки кажется, что они наличествуют, а это само по себе нехорошо).
Ффорде по большей части отошёл от "книжной" эстетики предыдущей части, равно как и от постмодернистской направленности как главного двигателя сюжета (разумеется, элемент его всё равно заметен). Основной упор в "Something Rotten" сделан на бытописательство и абсурд. Первое удалось очень хорошо - хоть и несколько навязчиво, Ффорде вполне удаётся создать повествование, включающее в себя оплату счетов за парковку, умывание и прочий быт - а уж жизнь с маленьким ребёнком описана чрезвычайно реалистично (вот только я ума не приложу, откуда Четверг при этом берёт время на спасение датской литературы, мира и "Гамлета"). Что до абсурда, то он жидковат - этот Lorem ipsum, на котором говорит Пятница, да вторичные уже в четвёртом романе шутки про темпоральную запутанность полковника Нонетота и всё менее интересные остроты про Шекспира. Удачен разве что Гамлет - вот он получился действительно хорошо и украшает роман, но одному ему "Something Rotten" не вытянуть.
С моралью в романе тоже серьёзные сложности. Ффорде, пожалуй, можно назвать интеллигентом - судя по его книгам, он прямо-таки рефлекторно ждёт подвоха и злодейства от любого власть имущего (и симпатизирует его противнику), всегда считает свою страну неправой в международном конфликте и внутренне убеждён, что массы - тупое стадо. В итоге (не говоря уж про то, что лично меня от интеллигенции тошнит) возникает множество нелепых ситуаций: например, защитником демократии Ффорде изобразил президента, занимающего свой пост тридцать девять лет подряд, а то, как Партия Здравого Смысла превратилась в Партию Тостов, как только победила на выборах - это прямо иллюстрация к механизму отторжения любой власти, свойственному интеллигенции. При этом, надо заметить, сцена политического ток-шоу вышла даже лучше, чем подготовка к ток-шоу в "Беги, Четверг, беги..." - так и хочется её процитировать, вспоминая наиболее обсуждаемые события последнего месяца...
Ну а решение Четверг принять предложение Синди меня откровенно шокировало. Позволить главному положительному персонажу сделать подобное... Казалось бы, все понимают, что принимать чужое самопожертвование нельзя. А уж ситуация с "Колом" и Синди и вовсе создаёт ощущение какого-то торгашества в крайней степени цинизма и аморальности. Отвратительно...
В целом чувствуется, что к концу цикла Ффорде "запыхался". "Неладно что-то в нашем королевстве, или Гамбит Минотавра" - результат стараний, а не творческого полёта, и это, к сожалению. заметно. Читать только как завершающую книгу цикла, с других точек зрения я бы её не рекомендовал.