Наконец-то добрался до выставки, проходящей фактически на моём рабочем месте - "Царь и президент. Александр II и Авраам Линкольн. Освободитель и эмансипатор". Как несложно догадаться, выставка посвящена 150-летию как начала Гражданской войны в США, так и подписания Манифеста об отмене крепостного права. А заодно демонстрирует период едва ли не самой искренней русско-американской дружбы в истории. Поскольку параллелизм задан уже названием, боюсь, я не смогу избежать его, излагая впечатления...
В отношении портретном царь явно проигрывает президенту. Всё-таки лицо Александра II не назовёшь ни выразительным, ни волевым - а некоторые особо парадные и пафосные портреты (в том числе один - под античный бюст), пытавшиеся это, видимо, изменить, привели лишь к обратному эффекту, придав императору аутичный вид. Линкольна не назовёшь ни привлекательным, ни харизматичным - пожалуй, я не стал бы голосовать за него, судя по лицу, - зато внешность у него характерная и вполне подходящая для освободителя рабов - не зря так хорошо смотрятся памятники ему, макетов которых, в том числе довольно больших, на выставке немало. Кстати, я раньше не знал, что Линкольн баллотировался безбородым и отрастил знаменитую бороду только будучи президентом. Весьма интересно фото 1847 года, где Линкольн выглядит именно как вполне типичный провинциальный юрист средних лет. Его жена Мэри, кстати, женщина довольно простой, но симпатичной внешности - резкий контраст с "Портретом великой княгини Марии Александровны" Неффа, на котором будущая императрица выглядит истощённой, с явными синяками под глазами (была ли она уже тогда больна туберкулёзом?). Ещё на выставке впервые показан мундир Александра II, в котором он был во время последнего покушения - ничего удивительного, что зрелище это довольно омерзительное. Интересным артефактом, символически связывающим две темы выставки, можно назвать французское издание "Хижины дяди Тома", принадлежавшее Александру II. Впрочем, как и очень многие экспонаты выставки, сама книга не столь интересна, как факт её существования. Библия, на которой приносили президентскую присягу линкольн и Обама, по крайней мере красивая. И, разумеется, главные (по крайней мере, самые разрекламированные) экспонаты - перья, которыми подписали документы об отмене рабства в двух странах. И это подводит нас к историческому измерению выставки...
В целом "Царь и президент. Александр II и Авраам Линкольн. Освободитель и эмансипатор", честно соответствуя названию, сосредоточена скорее на личностях знаменитых преобразователей, но кое-что можно узнать и о самих преобразованиях. В американской части это преимущественно довольно мрачные моменты - фото покрытой жуткими шрамами от порки негритянской спины, рабский ошейник, да и фото освобождённых рабов на фоне разрушенного города довольно неоднозначно, хоть и ощущается оптимистически. В российской части экспонатов, связанных с ужасами крепостничества, кажется, нет; тут главное благодеяние героя выставки представлено плохой копией "Чтения манифеста" Кустодиева и рядом других изображений, сводящихся к сюжету "триумф императора и восторг крестьян". Вообще-то я не люблю подобных обобщений, но не могу удержаться от вопроса, почему в сознании русского человека лучшим образом для свободы оказалась толпа, простёршаяся ниц и целующая ноги осиянного божественным светом государя.
Разумеется, царя и президента объединяет ещё и смерть. Про изорванный мундир императора я уже сказал. Трагедию Линкольна представляет билет и афиша театра Форда. Разумеется, имеются и фотографии убийц обоих героев. Занятно, что политические убийства, кажется, удавались только романтическим и наивным авантюристам. Но, однако, никогда не приводили к желанным для них результатам (пример Брута никого ничему не учит, а?). Впрочем, и тут есть различие, возможно, стоящее размышлений - если вскоре после выстрела, сделанного Бутом, были ратифицированы тринадцатая и пятнадцатая поправки к Конституции США, то бомба Гриневицкого ознаменовала поворот к реакции и консерватизму, разве что до восстановления крепостного права не дошедший...
Вообще выставка небезынтересная, хоть ничего особенно выдающегося. Ничего страшного, если вы её пропустите, но, думаю, не пожалеете и если заглянете.