Первые шаги в карьере Роджера Кормана, которую и вообще-то не назовёшь однозначной и интерес к которой довольно специфичен, - и вовсе предмет некоего болезненного любопытства, напоминающего о детстве, когда мы отдирали болячку с коленки. чтоб посмотреть на блестящее красно-розовое под ней. Смотреть на "Атаку крабов-монстров" не так уж противно, но самое желание посмотреть на нечто подобное явно противоестественно.
Группа учёных высаживается на островок, рядом с которым проводились ядерные испытания, чтоб выяснить, как на него подействовали громадные дозы жёсткого излучения (нет, громоздких костюмов на них нет; в чём и ходить по радиоактивному острову, как не в рубашках с закатанными рукавами и пальто не по размеру?). Они уже вторая экспедиция, а первая пропала при неясных обстоятельствах. Едва прибыв, один из матросов падает случайно в воду и лишается головы, но это мало кого заботит, хоть и слегка расстраивает. В записях предыдущей экспедиции говорится о находке кусков мяса, похожих на плоть земляных червей, но свободно пропускающую сквозь себя ножи. Остров периодически трясёт, а члены экспедиции иногда пропадают. Один из учёных долго что-то подозревает, но лишь много позже объясняет остальным, что он понял - под воздействием радиации крабы на острове выросли до гигантских размеров, а структура их тел изменилась так, что в них отсутствуют связи и взаимодействия между атомами (так крабы, чтоб не мелочиться, сразу решили нарушать законы не биологии, но физики); пожирая человеческие тела, они воспринимают электромагнитную структуру их мозга, таким образом обретая разум и множество личностей. Крабы-то и взрывают остров, чтоб перебить всех явившихся сюда людей...
Фильм снят по рассказу Роберта Говарда, который, надеюсь, всё-таки был переработан сценаристами в сторону ухудшения, ибо это даже не "конина". Вы уже могли оценить общий концепт, в деталях же в сценарии только прибавляется дыр. Мужественный учёный, дама для спасения, глубокомысленный мэтр - все на своих местах, и диалоги их кратки, полны пафоса и бессвязны (кроме первых десяти минут, когда персонажи пространно объясняют друг другу то, что им и так следовало бы знать). Минут за пятнадцать до конца, очевидно. желая сохранить напряжение до финала, сценаристы вынуждают героев вести себя не только ненатурально и примитивно, но и прямо нелепо и абсолютно бессмысленно. Тут даже есть трагедия и любовная интрига...
...Которую. к счастью, убивает актёрская игра. Супруги-учёные старательно кривляются, демонстрируя противоречивую страсть (дама, возможно, симпатизирует мужественному холостяку, который, к счастью, своевременно умирает) - как будто пытаются прочесть "быть иль не быть...", при этом отчаянно стремясь в туалет. Великолепен пожилой-учёный-который-всё-понял - такой живой мимики и такого чувства не увидишь нигде, кроме как у злодеев на детском утреннике. Как он двигает бровями!
Бюджет фильма якобы составили шестьдесят тысяч долларов. Похоже, что половину суммы съёмочная группа спустила на алкоголь, травку и шлюх, поскольку спецэффекты настолько плохи, насколько могут быть. Подводные съёмки проводились, очевидно, в мутном бассейне, куда поставили пенопластовый камень и две дохлых водоросли. Крабы выглядят даже более нелепо и жалко, чем представляются по существу сценария. Эти запасы папье-маше могут вызвать суеверный ужас разве что у художника по спецэффектам. Уж лучше б к их нематериальности прилагалась невидимость...
Короче говоря, "Атака крабов-монстров" - не тот фильм, который стоит смотреть. С другой стороны, он крайне любопытственен как артефакт эпохи, когда кино делали за два дня на бюджет,равный стоимости подержанной машины, и когда всякая божия тварь от радиации становилась трёхметровой и злой.