Вчера мне тут напомнили (точнее, мне вспомнился, а меня о нём расспросили) о комиксе, который вообще стал для меня одним из первых "серьёзных" (то есть не про Микки и Дональда) комиксов и уж точно первым настолько "взрослым" - "GEN-13". За долгие годы мне ни разу не предоставилось случая его обсудить, так что я буду очень рад заняться этим в комментариях, а пока вместо этого напишу про комикс пространный обзорный пост. Это будет очень длинно, осторожнее!
Итак, несколько молодых людей избраны для стипендиальной программы какого-то военного НИИ (довольно очевидно, что они больше похожи на подопытных, чем на студентов, но до того ли подросткам, чтоб это замечать). В них внезапно просыпаются сверхсилы и они бегут с базы по настоянию одного из них, рассказавшего, что все они - дети отобранных правительством для эксперимента по созданию суперсолдат спецназовцев, которые в результате этого опыта по большей части умерли или помешались; вот учёные и решили, что с их потомством, уже генетически предрасположенным к подобным экспериментам, выйдет лучше. Итак, пятеро смелых вместе с Джоном Линчем, единственным официально выжившим из первой группы подопытных, скрываются от правительства, овладевают своими способностями и ввязываются во всякие сомнительно связанные с ними приключения...
Кто же это? Кэтлин Фэрчайлд, была некрасивой девушкой-заучкой, в результате ген-активации обрела сверхчеловеческую силу и почему-то модельную, а не бодибилдерскую фигуру; рыженькая, застенчивая, серьёзная. Бобби Дрейк, юный блондин-скейтбордист, управляет огнём (кто сказал "Джонни Сторм"?..). Сара Рейнмейкер - индианка, как легко понять по фамилии, девушка очень боевая и независимая (и при этом лесбиянка - оцените сексизм!), может управлять погодой и атаковать небольшими молниями. Рокси Сполдинг, совершенно очаровательная шестнадцатилетка-бунтарь (не из совсем уж идейных, а скорее своевременно не поротая), беззаботна и безответственна, умеет играть с гравитацией. Грандж - удивительным образом не уступает Рокси в инфантильности, интересуется видеоиграми, фастфудом и сексуальными девушками (и больше ничем), но при этом умудряется владеть несколькими боевыми искусствами; может превращаться в любое вещество, которого коснётся. И, наконец, Джон Линч, суровый старый вояка, "гибкий как кожа, твёрдый как крупповская сталь", выглядит очень крутым и такой и есть, владеет слабой телепатией, однако использование её опасно для него же. А, и ещё у них есть зелёная двухвостая мышь из параллельного измерения. Парни тут совсем неинтересные, нужны только для того, чтоб читатель-подросток себя с ними идентифицировал (ибо у них примерно те же интересы и уровень интеллекта, и при том они очень крутые). Зато девушки!.. Впрочем, наверное, девочки могли бы сказать про них то же самое, хотя внимания им всё-таки уделено явно больше. Но эта правильная, похожая на отличницу-одноклассницу, Кэт с полутораметровым стройными ножками!.. Горячая, как пустыня Аризоны, Сара!.. Дико сексуальная в своей подростковой непосредственности Рокси, с которой, кстати, хочется даже и пообщаться (ну, когда ты ближе к её возрасту)!..
Тут надо сказать, что комикс представляет собой что-то вроде умеренного этти. Пышные грудки, упругие попки, длинные ножки и предметы нижнего белья не стоят в центре сюжета, зато их с удовольствием рисуют, рисуют много, часто обращают на них внимание в эпизодах, да и сюжеты всё-таки нередко таковы, чтоб хоть оправдать обильную демонстрацию этих чудесных объектов. Сценарий вообще с самого начала был слегка трэшовым - не совсем уж пародией, но чувствовалось, что Джим Ли и Брэндон Чой не стараются сделать что-то супер-серьёзное, скорее развлекательное и до смешного крутое. Что-то вроде боевиков с Брюсом Уиллисом того же периода. Так что и сексапильные красотки там и сям были вполне уместны. Впрочем, сюжет мы обсудим ниже... А тут ещё надо сказать, что стиль Дж. Скотта Кэмпбелла - один из образцов того, как должен выглядеть комикс (сразу после Шона Чена и братьев Кубертов), а уж в рисовании сексуальных девушек он настолько непревзойдён, что это даже особо отмечено в Википедии.
Теперь о грустном. Я не знаю. что было не так с российскими издателями "GEN-13", но, где-то год выпуская его в нормальном режиме, затем они стали печатать номера в произвольном порядке - точнее говоря, с огромными пропусками; и не пропуская отдельные сюжетные арки, о нет - не напечатав n-ое количество номеров они давали эпизод откуда-то из середины сюжета, а потом снова прыгали вперёд. Впечатление такое же, как если попадаешь случайно время от времени на разные эпизоды часто повторяемого сериала - вроде ты знаешь этих персонажей, но что за коллизия, почему они так изменились, сколько именно событий произошло?.. Правда, на первой странице был краткий текстовый снопсис, но он не давал в полной мере и необходимой информации, не говоря о том, что такой режим публикации, мягко выражаясь, портит удовольствие от чтения. Поэтому после начальных сюжетных арок я почти не представляю себе сюжет. Начальные же таковы; уже упомянутое введение, заканчивающееся побегом главных героев и почему-то главы тех самых бесчеловечных экспериментов Айваны, которая позже создаст всё-таки собственную команду сверхчеловеков; беглецы селятся в особнячке в Сан-Диего (неплохо, а?), где по идее должны осваивать армейскую дисциплину и свои силы под руководством Линча, но вместо этого сражаются со случайно пересекшимися с ними суперзлодеями и пиратами из иных измерений; затем Кэт находит какие-то данные о своём отце и пятёрка, не послушавшись Линча, отправляется на поиски, но в шторм их корабль гибнет, и половина команды попадает в пиратскую флотилию, а другая - на остров амазонок, в эдакую лесбийскую утопию изящных бессмертных дев в бронелифчиках (я не зря говорил про трэш); решив эту проблему, герои пытаются вернуться домой, но во время пересадки в Риме у них происходит конфликт с командой супергероев Ватикана... А дальше - сплошная мешанина. Надо заметить, что выпускавшая комикс компания WildStorm, пытавшаяся создать независимую от компаний-гигантов авторскую вселенную. принадлежащую лично сценаристам и художникам (вскоре её с потрохами сожрала DC Comics), была явно нацелена на кроссовер с самого начала, а мне могли быть знакомы из других их проектов разве что "Дикие Коты" (по мультсериалу, который недолго и без успеха показывали на нашем телевидении), так что я и при сквозном повествовании не всех персонажей узнавал так хорошо, как сценаристы хотели бы. Помимо сексапильных девушек и здоровой атмосферы подростково-комиксового веселья "GEN-13" очень симпатичен стильными и крутыми злодеями - правда, в силу вышеупомянутого способа публикации оценить зачастую можно лишь внешность и общий стиль, а не историю, если она у них есть, но эти пункты - очень хороши! Рисовать уродов и монстроу Дж. Скотт Кэмпбелл умеет почти не хуже, чем полуобнажённых красоток.
Вот так. Не очень умный, довольно вторичный в глобальном смысле, подчёркнуто подростковый - зато очень, очень стильный; "GEN-13", каким я его люблю. Возможно, частично тут играет роль ностальгия, но большей частью - мой сомнительный вкус (хотя, может, вернее сказать, что такой вкус во многом сформировал этот комикс). Так что не буду призывать вас разделить мой восторг... Но, чёрт возьми, "GEN-13" это круто!

К сожалению. не так уж много картинок с моими комментариями