Когда-то давным-давно я читал по библиотекам русский фэнтези-сериал, который тогда произвёл на меня большое впечатление. Я не то чтоб принял его за высококлассную литературу, но, возможно, это было первое произведение в подобном фэнтезийно-боевом жанре, что я прочитал (конечно, до того был "Властелин колец" и тому подобное, но это совсем другое фэнтези), или была другая причина, однако серия запала мне в душу, и позже я искал эти книги, но безуспешно, а с годами забывалось имя автора, детали сюжета... И вот я всё-таки наткнулся по случаю на томик из той самой серии! Николай Басов, "Лотар-миротворец"!
На самом деле томик состоит из двух романов, которые можно было бы назвать самостоятельными (поскольку у каждого имеется отдельный завершённый сюжет, хоть и с серийной преемственностью), если б не манера Басова писать, подразумевая, что все читали предыдущие книги. Иначе говоря, почти без синопсиса и совершенно не поясняя, кто такие главные герои. Что несколько затрудняет чтение, а тем более пересказ, для меня, читавшего давно и, возможно, не всё. Итак, главный герой - Лотар Желтоголовый, наёмный охотник на чудовищ, которого когда-то злой колдун хотел превратить в Чёрного Дракона, но не преуспел, а вместо этого дал Лотару возможность трансформироваться по частям и вообще невероятную власть над собственным телом, не говоря о мощной регенерации (пожалуй, с тез пор я и считаю это крутейшими сверхспособностями). У него есть постоянный спутник - маг Сухмет, такой стереотипный восточный мудрец (тут вообще много восточного колорита в виде разговоров о карме и прочих "вакизаши"), неизвестно насколько старый и довольно могущественный, хоть скорее работающий справочником.
Итак, первая книга (в этом томе, не хронологически), "Собаки из дикого камня", рассказывает нам, как Лотар с товарищами случайно забредают в город, накрытый магическим куполом, куда войти можно, а выйти нельзя. Оказывается, что город терроризируют толпы мародёров и, что гораздо хуже, появляющиеся раз в месяц гигантские каменные собаки. Лотар берётся решить эту проблемы и начинает распутывать нити заговора... На самом деле огромная, толстенная нитка этого самого заговора висит у него прямо под носом, но он с идиотическим упорством её игнорирует до самой кульминации, когда внезапно прозревает. К сожалению, Басов умеет строить интригу лишь двумя способами: либо разбрасывать по тексту толстенные намёки, делающие ситуацию очевидной для любого разумного читателя, либо извлекать объяснение из ниоткуда. Поэтому детективная сторона дела... не впечатляет. Зато боевые сцены, хм, если честно, несколько затянуты. Характеры карикатурны, а основная интрига нелепа - ну кто будет создавать сложный магический артефакт и доводить город до безумия только чтоб получить власть над тем же городом, да при том в конце всё-таки поднимать восстание, тем самым лишая легитимности своё правление?..
Действие второй книги, "Демон Жалын", разворачивается через восемнадцать лет, когда Лотара, уже основателя собственной школы боевых искусств, нанимают, чтоб остановить внезапно начавшие наступление на Запад три великих восточных армии (в роли которых выступают примитивные стереотипы о монголах, китайцах и индусах). Оказывается, что нашествие инициировано силами зла через сеть магических артефактов, причём стоит за этим демон Жалын, с которым Лотар боролся и в прошлый раз (почему столь могущественного демона можно, очевидно, просто нанять, равно и как почему демон, повелевающей временем, оказался главным по промывке мозгов азиатам, не объясняется). Тут детективности поменьше, так что история, состоящая, по сути, из перемещений между локациями и драк там (на этот сюжет можно сделать файтинг) вышла несколько позабавнее.
Что ж, я должен признать, серия о Лотаре Желтоголовом - это исключительно книжки на почитать в метро. Но... Ах, мои детские воспоминания поруганы. Я опечален, опечален.