Про "Summer Wars" я слышал и читал не так уж много, зато только очень, очень хорошее, так что и ожидал какого-то серьёзного, высокохудожественного аниме. Долго пытался его посмотреть, наконец взялся... Что же я могу сказать в итоге?..
Для начала немного о содержании. Действие происходит в нашем времени и почти в нашей реальности, лишь с чуть более развитым интернет-общением - такое вполне можно вообразить. Качественная связь через компьютеры, мобильники и даже современные телевизоры, универсальные аватары и вообще большая интегрированность разных служб... В целом, подобные сервисы, нечто среднее между чатом, веб-сёрфингом и MMORPG и так существуют. Итак, Кэндзи, нервный старшеклассник и любитель математики, отправляется с девушкой по имени Нацуки (их отношения до этого момента не очень-то раскрыты), которая предложила ему подработку, в дом её семьи - который оказывается феодальным замком, поскольку и сама семья Дзинноути - наследники воинского клана. Когда отказаться уже нельзя, выясняется, что "подработка" - это притворяться женихом Нацуки перед её прабабушкой, девяностолетие которой отмечают всей семьей. Впрочем, там оказывается и нежеланный гость - Вабисукэ, который десять лет назад продал семейные земли и укатил в Америку. Той же ночью некто взламывает эту самую виртуальную реальность (она же - ОЗ), что вызывает хаос по всей стране, если не миру - а в числе прочих последствий, прерывается мониторинг состояния здоровья бабушки, так что она умирает во сне прежде, чем родственники успевают прийти ей на помощь. Клан Дзинноути, вместе с Кэндзи, который невольно поучаствовал во взломе ОЗ, отправляется мстить виртуальному врагу...
Акцент на семейные и национальные ценности здесь очень силён. Постоянные упоминания об истории клана Дзинноути сначала кажутся даже забавными в устах немолодых полноватых мужчин, однако в итоге именно под флагом этих ценностей герои и сплачиваются для победы. Вабисукэ выглядит тут явным отщепенцем, столь демонстративно похерив и верность клану, и верность стране. Бабушка, когда Япония погружается в хаос из-за неуправляемой электроники, становится своего рода главой штаба, организуя не только многочисленных родственников, но и друзей юности, многие из которых теперь занимают крупные посты в правительстве или владеют серьёзным бизнесом (удивительно, кстати, с какой прямо-таки наивностью сценаристы признают клановость, доминирующую в японской политике). Бабушка и апеллирует в разговорах с ними к воспоминаниям и идеалам юности. И вот тут - притормозим. И тут мне в голову непроизвольно приходит вопрос - на что пришлась юность женщины, родившейся в 1920 году? И сразу видишь в новом свете и акцент на традиционные ценности, и постоянную милитаристскую риторику (название не случайно - герои постоянно повторяют "Теперь мы на войне!"), и заметную анти-западность (выражающуюся не только в образе Вабисукэ, но и в том, что в конечном счёте вина за эту катастрофу, оказывается, целиком лежит на американских военных). Возможно, я не отрицаю этого, я просто не могу оценить весь пафос этого аниме, поскольку традиционные и особенно семейные ценности мне не близки, так что я вкладываю в доброе аниме смыслы, которых там не было; можете думать так, если хотите, но я всё-таки считаю, что сочетание всех этих факторов не вполне случайно. И, разумеется, в финале весь мир с надеждой смотрит на Японию, которая в лице тех, кто хранит самурайское наследие, должна спасти человечество от разрухи.
Можно было бы приводить много интересных моментов, например, что Love Machine (вирус, который и был виной всему) вырывается из плена, куда его уже удалось, казалось бы, окончательно заточить нашим героям, из-за того, что один из родственников, недостаточно серьёзно отнёсшийся к "войне", которую ведут остальные, перенёс лёд, охлаждавший сервер с той самой ловушкой, к телу бабушки, чтоб оно не начало подгнивать на жаре. Интересно, что можно увидеть своего рода противопоставление Love Machine, контролирующей электронные системы благодаря множеству захваченных аккаунтов, и бабушки, тоже контролирующей положение по всей стране благодаря сети родственников, своему не менее многочисленному клану. Впрочем, чем дальше, тем более мои оценки притянуты за уши.
Может, я об этом и не размышлял бы, если б художественное наполнение фильма отвлекло от подобного анализа. Но, к несчастью. "Summer Wars" сняты не то чтобы плохо, но... Знаете, есть такое выражение - "слёзовыжималка". Вообще-то это конёк американских студий, и я всегда ценил аниме за то, что оно куда реже опускается до такого, но тут это правило не работает. Фильм снят хорошо в том смысле, что хорошо рассчитано, как добиться определённых эффектов от зрителя; к сожалению, когда режиссёр делает акцент на этих приёмах, а не на искреннем выражении того, как он видит свою картину, эмоции зрителя выходят тоже неискренними, хоть и выходят. Взять хоть бы невероятно затянутое противостояние с Love Machine; спору нет, ложная победа - приём хороший и один раз его вполне можно и даже полезно использовать; но четыре, четыре битвы подряд, завершающиеся ликованием, переходящим в недоумённые и испуганные взгляды?!.. После такого в финале и правда просятся слёзы на глаза, но при этом ты отлично чувствуешь, что это чисто физиологическое; потому что вызвал их не катарсис, а эмоциональные "американские горки"; это так глаза тошнит. И вот так - везде. А это я не переношу больше всего - когда художественное произведение пытается изображать из себя Павлова, а из меня - собаку; авторы, не умеющие вызвать никаких переживаний, по крайней мере честны со зрителем. Тем более, что на ум сразу приходит "Dennou Coil", аниме с таким похожим миром и содержанием, но вызывающее искреннее и очень глубокое сопереживание.
Сняты "Summer Wars"неплохо - на сей раз я о визуальной составляющей. Особенно "реальная" часть. Живая мимика, симпатичные лица, великолепно прорисованные фоны. "Виртуальная" часть (решённая, разумеется, совсем в другом стиле) не слишком эстетична, хотя, признаю. чтоб показать, что перед нами - мир условный и компьютерный, такая стилистика хорошо подходит. Качество анимации, бесспорно, на высоте.
Я настоятельно не рекомендую "Summer Wars". Уж лучше посмотрите какую-нибудь глупую эттит-комедию. От глупостей хоть осадка не остаётся. И, конечно, скорее всего я неправ, но если я вдруг прав, то как-то пугает, что это аниме получило премию Японской академии за лучший анимационный фильм года...