Прочёл сборник Леонида Каганова "Эпос хищника". Тут должно было быть пространное предисловие на тему того, что сборники рассказов издаются хуже романов, вот и выходит, что бедные авторы вынуждены выпускать сборники, уже заработав имя, и впихивать туда произведения за много лет... Но потом я проверил библиографию Каганова и выяснил, что это отнюдь не первый его сборник, более того, сборники, которые я уже читал, вышли раньше "Эпоса хищника". То есть всему нижеследующему нет вообще никакого оправдания. А нижеследуют рассказы, написанные с 1996 по 2004 год и с таким же разбросом по качеству литературного материала. Зачем было создавать такую смесь - мне неясно. Почему рассказы, похоже, не прошли даже минимальной фильтрации - ещё менее ясно.
"Сказки народов мира" могли бы показаться умеренно забавными, если бы их читали какие-нибудь Белоголовцев и Шац. На бумаге они не производят и вовсе никакого впечатления. "Сказка про хомяка-царевича" чуть интереснее благодаря удачным лингвистическим играм, но всё равно ближе к тексту юморески, чем к юмористическому рассказу, а это разные вещи.
"Четвёртый ярус" - рассказ про встречу Нового Года. Написано хорошо, живо и достоверно. Правда, это не столько юмор, сколько мрачноватая сатира, но это уже вопрос вкуса. Кроме того, иногда и такие вещи занятно почитать, но лично я предпочёл бы, чтоб меткие и едкие замечания хоть немного разбавлялись бы забавными...
"Загадать желание" - очень простой и прямолинейный рассказ на тему "будьте осторожны со своими желаниями". Вы можете представить его содержание самостоятельно и не слишком ошибётесь. Критиковать не за что, но и внимание ему привлечь абсолютно нечем, к сожалению.
"Моя космонавтика" - рассказ неплохо написан, идея не лишена интереса, но слишком он полемичный, с Кагановым это вообще иногда бывает: рассказы скорее напоминают фельетоны, слишком заметно, что автор чем-то недоволен и хочет кому-то что-то сказать. А я фельетоны не люблю.
"Жлобы" - рассказы на подобные темы были у Шекли, и, к несчастью, этот выглядит бледным подражанием. Космологическая тема использована лишь как антураж, а бытовая тема не раскрыта сверх очевидного. Ученический рассказ (и действительно довольно ранний).
"Первая зачистка" - гораздо более удачная попытка подойти к той же теме. Конечно, критика религии тут на уровне Марка Твена, но почему бы и нет? Написано остроумно, есть много удачных пассажей... Не разочаровывает, вполне годный юмористический рассказ. примерно на это я и надеялся, покупая книгу.
"Тридцать пять" - опять-таки, было бы чудесно в исполнении тех же Белоголовцева с Шацем, но как текст - не смотрится. Затянуто и монотонно. Для юморески - не недостаток, но я о том и говорю - зачем её в книге-то издавать?..
"Долларка" - история бомжа, которому подали стодолларовую купюру, но распорядиться ею он не мог по причинам очевидным. Одновременно довольно реалистический мрачный рассказ и притча. Написано отлично, проникновенно и сильно, пробирает. Натурализм Каганову даётся не хуже, чем юмор. Впечатляющий текст.
"Эпос хищника" - лучший (или один из двух лучших) текст сборника. Во-первых, действительно примечательная концепция. Ксенопсихология - очень интересный раздел фантастики, которым, к сожалению. мало кто занимается, а посмотреть на психологию людей с точки зрения пришельца с принципиально иным мышлением - ещё более нетривиальная задача. Каганов справился с ней на "отлично" - тут есть и довольно глубокие мысли по поводу человеческой природы, и очень достоверно и внутренне логично выписанная психология аж двух внеземных рас. Во-вторых. рассуждения об эпосе также интересны и содержат удачные идеи; эпос пришельцев мне очень понравился. Чувствуется, что Каганов понимает, о чём пишет. Наконец, рассказ просто прекрасно написан - изящно, тонко, берёт за душу. Я был растроган. И финал - ещё лучший способ задуматься о себе и о том, что есть и чем должен быть человек, чем предшествующие теоретические изыскания. Чудесно, правда, чудесно, этот рассказ я всем рекомендую.
"Письмо отца Серафимия" - отличная юмористическая проза: легко читается и вызывает смех, больше от неё ничего и не нужно. Очень поднимает настроение. А фраза "чую бесовщину, но обосновать не могу", полагаю, войдёт в мой обиход.
"Корпусок" - значительно удачнее всех сказок, что были помещены в начале. Возможно, сказывается, что автор писал о том, что ему по-настоящему интересно, не зна уж. Но, так или иначе, это довольно остроумная и забавно построенная пародия на "Теремок".
"Вий-98" - почти уверен, что вы все когда-то читали это в сети, текст очень известный, хоть об авторстве Каганова я до сих пор не знал. Довольно забавно, хоть на сайтах приколов он смотрелся выигрышнее, чем в книге.
"Заметки о Португалии" - очень плохая юмореска, основанная на идее, насчёт которой я не уверен, была ли бы она хороша в каком угодно исполнении, и при том только эта идея там и мусолится семь страниц... Дата написания, опять же, всё объясняет, кроме того, зачем это опубликовали.
"На поселение" - рассказ про микроба, путешествующего автостопом. Концепция небанальная, хорошо реализованная. А автор заодно изящно и довольно неожиданно использует эту тему чтоб парадоксальным образом поставить вопрос о природе разума и свободной воле. Весьма, весьма.
"День святого Валерьяна", "День академика Похеля", "День Ксении Преображенной" и "День учителя Ио" - зарисовки довольно занятные, изящная стилизация под календарь оказывается удачным способом для выражения простых идей.
"Воспитание родителят" тоже немало гуляло по Сети, и лучше б ему там и оставаться. Не то чтоб текст не смешной, но поскольку единственный источник юмора - инверсия классической ситуации и риторики, улыбка увядает раньше, чем рассказ заканчивается.
"Беседы с папой" - написано неплохо, даже прямолинейность не портит текст. Идеология хиппи и прочих анархистов вызывает лишь брезгливое раздражение, но (среди вас, мои дорогие читатели, таких, я знаю. много) тем, кто её разделяет рассказ понравится.
"Семейная проблема" - идея оригинальна и нестандартна, это хорошо. Каганов удачно играет словами, оформляя её, и это тоже несомненный плюс. К сожалению, я не смог увидеть, зачем рассказ был написан. Ну, помимо идеи-концепта ещё бывает идея-посыл, а её-то и нет. Всё-таки просто перевернуть узнаваемую ситуацию вверх ногами, как я только что упоминал, недостаточно для творческой удачи.
"Шарф, муха и задачник" - очень простой и оттого забавный рассказ. Конечно, не совсем реалистичный (или я был нетипичным подростком?), но он выражает суть этого ужасного момента, когда вопросы пола, ну, вообще появляются. Кто ещё помнит себя в шестом классе, полагаю, прочтёт не без удовольствия. (Вот, кстати, пример того, как простая идея не приедается, если на ней основывать очень короткие тексты)
"Хомка" - рассказ об играх с генами в недалёком будущем всем хорош: складно написан, образ будущего интересен... (мне кажется, дети у Каганова выходят немного схематичными, но это снова вкусовщина)... Вот только - в чём его идея? Зачем он написан? Это остаётся непонятным. Жутковато немного становится, а катарсиса нет.
"Нежилец" - рассказ о мире, где призраки, бродящие по земле до похорон (или пока не надоест), сам по себе интересен. Думаю, не много людей, ни разу не задумывавшихся, как, когда они умрут, эти будут по ним сокрушаться, а те осознают... С другой стороны, логика и наблюдение за окружающим миром подсказывают, что большинство так уж сокрушаться не будет и то, что выйдет в действительности, вы видеть бы не хотели. О том и рассказ. Он хорошо коррелирует с моей неприязнью ко всякого рода поминальным обрядам и традициям, но... Каганов переборщил с мизантропией. В посмертии у героя всё слишком плохо. Ну, например, вводить давнюю измену девушки было совсем не обязательно - и без того было достаточно печально и вполне достоверно. В итоге нарочитая чернушность бросается в глаза и уже сложно воспринять доверительно даже действительно верные наблюдения автора.
"Глеб Альшифтер" мне кажется удачным примером рассказа, написанного от лица сумасшедшего. Я не психиатр, но мне представляется, что мышление шизофреника должно выглядеть как-то так - отсутствие Аристотелевой логики при последовательности и даже в определённом смысле связности мыслей. Всё это производит впечатление, а лингвистический элемент бреда Глеба делает текст ещё и забавным... Но снова - ни катарсиса, ни идеи. Когда текст оканчивается, а вопрос "что это было?" остаётся, это сильно портит впечатление.
"Любовь Джонни Кима" - интересная идея (наказание принципиально безответной любовью), кажется, ничего подобного я до сих пор не видел. Заодно и красивая зарисовка о человеке, эту самую безответную любовь испытывающем. Хороший рассказ.
О "До рассвета" я уже писал, когда речь шла об антологии "После Апокалипсиса". Вновь повторю - это шедевр. Рассказ пробирает, по-настоящему пробирает. Пожалуй, лучшее изображение оргии отчаяния и безнаказанности перед концом света, что я встречал. С идеей можно спорить, но остаться равнодушным сложно. Второй претендент на звание лучшего рассказа сборника.
"Росрыба" - неплохой юмористический рассказ в духе, пожалуй, О.Генри. О его финале можно догадаться, но это его не портит. Сказать тут можно мало что - надо читать и смеяться.
"Заклятие духов тела" - вообще-то неплохой рассказ ужасов про психолингвистическое оружие, ничего необычного, но неплохой, даже пугающий. Возможно, "теоретическую" часть стоило бы сократить, но, с другой стороны, может, тогда не создалось бы нужной атмосферы. Что мне интересно, так это насколько Каганов был серьёзен, предупреждая об опасности чтения для людей внушаемых. Безусловно, он использует все свои литературные навыки, чтоб создать у читателя яркие, предметные впечатления (действительно картины встают на редкость натуралистичные), и умно сочетает это со знанием, что если обстоятельно писать о слюноотделении, читатель в задумчивости сглотнёт слюну. Но психосоматика?..
"Реквием" - пронзительный текст, очень сильно написанный, берёт за душу. Очень лиричный рассказ. Правда, с его идеей я не готов согласиться - слишком уж это эгоистично, слишком уж в одни ворота (я не буду её раскрывать, это испортит вам прочтение), но эмоциональное воздействие всё равно сильное. Да и, в конце концов, много кто думал нечто похожее... А без последнего обзаца это была бы просто поэма в прозе о потерянной любви.
"Масло" - опять-таки, простой юмористический рассказ в духе старых классиков этого жанра. Фабрикант не может придумать идеальный бренд для сливочного масла, и подключает всех, кого возможно, к мозговому штурму... Хоть развязку можно предугадать, уже когда ключевое слово звучит в третий или четвёртый раз, это не мешает с нетерпением ожидать её - а второй, финальный сюжетный поворот, оказывается и вовсе полной (и остроумной) неожиданностью. Стоящая вещь.
Итак, в итоге в сборнике три великолепных рассказа и с десяток очень даже неплохих, а большая часть остальных (то есть больше половины книги) едва ли заслуживает печати, разве что в журнале в порядке поддержки начинающих авторов. Зачем "Эпос хищника" был издан в таком формате, я так и не разгадал.