А я не забыл про "Античный роман"! Переходим к предпоследней части сборника - "Эфиопике" Гелиодора.
Вот уже в третьем романе подряд главная цель героев и фокус сюжета - сохранение девственности. Теоген и Хириклея, юноша и девушка невероятной красоты, любят друг друга, по каковому поводу и бегут из отчего дома (так как отец прочил Хариклее другого жениха), но всё никак не могут сочетаться браком, а их привлекательность вызывает для них многие соблазны и еды. При этом Хариклея - подкидыш, а на самом деле - дочь эфиопского царя, которую матери пришлось оставить, поскольку девочка родилась белокожей (из-за того, что в момент зачатия мать смотрела на фреску, изображающую белую Андромеду). К эфиопскому-то двору и приводит героев судьба после многих испытаний...
Если для предыдущих романов сборника характерно наличие "роялей в кустах", то с "Эфиопикой" всё несколько сложнее. Тут нет столь очевидных однократных невероятно счастливых стечений обстоятельств - вместо этого все персонажи оказываются причудливо связанны, так что это выглядит скорее стилистической особенностью, чем сюжетной натяжкой. Всего один пример: опекун главных героев во время их поисков останавливается в доме купца, бывшего любовником рабыни, устроившей заговор против эллина, с которым главные герои познакомились в плену у разбойников, главарём которых был сын их опекуна. Когда всё это излагается не одной фразой, но раскрывается постепенно по ходу романа это даже не выглядит нелепо... ну, или почти не выглядит. Манера изложения Гелиодора вообще довольно нетривиальная, ощутима эволюция в сравнении с тем же Лонгом. Не меньше трети романа занимает пространный флэшбэк (немного напоминающий о "1001 ночи", поскольку в повествование включён и весьма пространный рассказ другого персонажа о ещё более ранних событиях, включая пересказ наиболее ранних третьим персонажем), начинается же роман с самой эффектной и приключенческой части, причём персонажи вводятся без предварительных пояснений. Короче говоря, структура "Эфиопики" вполне соответствует современным канонам, сложна и продуманна.
Из забавных подробностей - Гелиодор весьма показательно сочетает одинаково свойственные эллинам снисходительно-презрительное отношение к варварам и веру в особое мистическое знание египтян. Кстати, о египтянах... Иной раз мораль романа немного смущает. Каласирид, египетский жрец, опекающий Теогена и Хариклею, является носителем той самой мудрости и вроде бы подчёркнуто положительным персонажем, но при этом он прибегает к обману на каждом шагу, даже если это, казалось бы, и не требуется, весьма жестоко поступает с приёмным отцом Хариклеи и вообще оставляет смешанное впечатление. Впрочем, интересно и то, что его сын-разбойник, ставший таковым из-за того, что младший брат лишил его жреческого статуса, вернув себе законные права и отказавшись от разбойничьего ремесла выступает как совершенно положительный персонаж и вызывает всеобщую симпатию, хоть всего за сутки до того напал на отряд из Мемфиса, в котором стал теперь жрецом, и перебил его.
Ближе к финалу роман начинает провисать. Гелиодор вносит линии, не связанные с Теогеном и Хариклеей, подробно описывая войну эфиопов и персов и занятия эфиопского царя, а затем и вовсе непристойно затягивает развязку, когда Хариклея, представ уже перед отцом, сперва сама долго не открывается ему и говорит экивоками, а затем на протяжении тридцати (sic!) страниц не может прямо сказать, почему нельзя принести в жертву Теогена (впрочем, и он не высказывается сам). Последняя треть "Эфиопики" заметно слабее начала и несколько разочаровывает.
Тем не менее, книга достойная. Уф-ф, осталась последняя часть сборника...