Надежда, что в середине дня в середине недели очередь в ГМИИ им. Пушкина будет небольшой, оказалась до крайности наивной. Так что если вы собираетесь посетить выставку с лаконичным и логичным названием "Сальвадор Дали", делайте это с раннего утра или запаситесь хорошей книгой и терпением. А посетить её, на мой вкус, стоит.
Обычно, говоря о дали, вспоминают про его странные, искажённые образы, однако для меня его картины ассоциируются прежде всего с удивительно твёрдой кистью, крайним жизнеподобием и подчёркнутой материальностью. Часто забывают, что его полотна не могли бы появиться без великолепной техники и классического художественного образования, что его картины так впечатляюще сюрреалистичны потому, что он хорошо знал законы реалистического изображения и нарушал их весьма продуманно, что, в конце концов, критически-параноидальный метод заключается в том, чтоб придать бредовым образам вещественность и достоверность. Поэтому, полагаю, постоянные сожаления Сальвадора Дали, что он родился слишком поздно, как и восхищение старыми мастерами, не были наигранными. Собственно, его творчество (по крайней мере, лучшие его образцы) наполнено цитатами из них и экспериментами с основными принципами живописи - не выходя, однако, за их классических границы, в отличие от абстракционизма, например.
Столь пространное вступление оправдано тем, что именно эти мысли выставка и вызывает. Причём, надо отметить, ранние работы Дали, относящиеся к двадцатым годам, крайне невыразительны - равно кубистический "Сифон и бутылочка рома" и околореалистический "Вид Кадакеса с обратной стороны" (и даже "Автопортрет с рафаэлевской шеей" меня не затронул). "Странности", написанные в следующем десятилетии, - уже узнаваемое полотно Дали: безликая фигура, обозначенная скорее складками её одеяния, сексуальные, танатологические и временные символы и вещи, больше похожие на другие вещи; при этом интересно, что вместо привычного охристого колорита тут контраст алого и тёмно-синего. "Тройное появление лица Гала" - демонстрация как раз владения приёмами классической школы, триптих, представляющий один и тот же портрет Гала в разных техниках (в том числе в виде рисунка - написанного маслом). "Внутриатомное равновесия лебединого пера" - столь точная игра с композицией, что картина завораживает с первого взгляда, просто великолепная работа. "Нос Наполеона, превращённый в беременную женщину, которая гуляет, как грустная тень, среди древних руин" - моя любимейшая картина Дали после "Христа святого Иоанна Креста", и было чудесно увидеть её воочию. Восхитительная оптическая игра в качестве центральной идеи, великолепное сочетание цветов, набор этих типичных для Дали мелких деталей... Эта картина прекрасна. Завораживает вид полотна "Рассвет, полдень, закат и сумерки" - повторение фигуры женщины из "Анжелюса" Милле в различных цветах, в технике, напоминающей даже не пуантилизм, а трёхцветную печать в старых комиксах; цвет тут кажется живым и будто пульсирует. "Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра" - общеизвестная классика, которая всегда была мне очень мила; зачастую печатные репродукции не передают перетекания цветов и как бы просвечивающую сквозь мозаику картину, поэтому её особенно приятно увидеть "в натуре". "Без названия", изображающая "Голову Джулиано Медичи", сквозь щёку-карту Испании которой проглядывает пейзаж, параллельный расстилающейся фоном сюрреалистической пустоши, типичной для Дали - как мне кажется, довольно редкий у него пример продуманной концепции, а не бредовых видений, положенных в основу картины, и лично мне результат импонирует.
Графика на выставке представлена, прежде всего, двумя сериями иллюстраций - "Жизнь Бенвенуто Челлини" и "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" - несомненно, отличный выбор для Сальвадора Дали. Иллюстрации прекрасные - причём именно как иллюстрации, не только как художественные произведения per se. И тут тоже видна важность классической техники: на многих иллюстрациях Санчо, напрмер, изображён в более реалистической манере, но не слишком детально, эдаким акварельным этюдом, тогда как Дон Кихот рядом с ним - типичная для Дали изломанная фигура с головой-яйцом, поддерживаемая костылями, но при том выписанная очен объёмно и до мельчайших деталей - и как верно это передаёт суть.
Кроме того, на выставке представлены фотографии, что небезынтересно, поскольку образ Дали, несомненно, был одним из его творений. Как и его живопись, сальвадор Дали в юности выглядел весьма невыразительно, но вот уже в следующем десятилетии в его образе появляется сила, да и вообще - появляется образ, а не просто слишком худой некрасивый юноша; ещё несколько лет - возникают усы и безумный пристальный взгляд, и вот человек-произведение современного искусства обретает знакомую нам завершённость.
Следует отметить и интерьер выставки. Организаторы проделали отличную работу - обрамление достойно содержания. Над лестницей (освещённой тревожным красно-зелёным свечением) музея парят фигуры из драпировок, украшенные носатыми масками, галереи вокруг украшены столь любимыми художником гигантскими яйцами и, хм, пустыми пространствами в форме яиц, а зал украсили античными статуями, столь соответствующими многожды упомянутому классическому контексту Дали - и даже "Мэй Уэст" более или менее воспроизвели! Необходимый настрой создан для зрителя в полной мере.
Если вы так же любите Сальвадора Дали, как я, то и сами, несомненно. не пропустите эту выставку, а если нет - возможно, вам она и не доставит такого удовольствия... Но всё-таки настоятельно советую сходить.

P.S. Хотя у популярных выставок есть и недостатки. Услышанное от стоящих рядом посетителей. "Ты смотри, эту картину сорок пять лет назад нарисовали! Причём гений нарисовал, понимаешь?! Это ж охуительно! Татуху такую набить было б зашибись...".