Что только не наводит меня на размышления... Сегодня мой глаз неприятно зацепила фраза на башорге:

Когда я досмотрел премьеру Матрицы-революции, у меня был один главный вопрос - кто захочет ДОБРОВОЛЬНО остаться в Матрице? (с)


Ну, например, я.
Почему я должен променять благополучную, хорошую жизнь (сильно подозреваю, что все бомжи в Матрице были просто ботами - зачем изнурять свою батарейку и давать повод искать выход?), где есть комфорт, друзья, успех, возможно, и семья, на мучительную борьбу существования среди гор шлака, над которыми никогда не восходит солнце? Только потому, что всё второе яокобы реально, а первое нет? Отличить их, не зная об этом, невозможно. На самом деле после того, как ты узнал, что весь мир, в котором ты жил - иллюзия, вопрос "а почему я уверен, что Зион - уже реальность?" должен быть актуален.
Да, разумеется, "Матрица" снята под влиянием буддизма, а Андрей Кураев любит использовать её в своей миссионерской деятельности... Однако буддисты уверяют, что освободиться от иллюзии реальности означает и освободиться от страданий, а христианство сулит после отвержения материального мира и князя его сияние Царства, где где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут. Отказаться призывают от худшего ради лучшего. В то время как Зион во всём, кроме, собственно, "реальности", явно хуже Матрицы.
Тут стоит заметить, что лозунг "свобода есть высшая ценность" - это некоторая странная аберрация сознания. Никто ведь не называет высшей ценностью воздух, хоть и не никто не хотел бы лишиться возможности дышать. Свобода не обладает ценностью сама по себе, она ценна постольку, поскольку потребна для реализации и обладания действительными ценностями. Поэтому она, несомненно, стоит того, чтоб её оберегать, но совершенно бессмысленно поклоняться ей и стремится максимализировать её в ущерб даже и действительно важным вещам. Идея "Матрицы" - это смесь буддизма и анархизма как эмоциональной интенции, а не политической философии, и второе явно превалирует над первым.