Считайте меня подлым -
Да! Я готов на подлости!
Эх! Я готов на подлости!
Ух! Я готов на подлости!
Но лишь бы в потасовке хватило бы мне бодрости,
Но лишь бы в потасовке хватило бы мне бодрости,
Хватило бы мне бодрости, хватило бы мне бодрости!

Зовете меня гадким?
Да! я готов на гадости!
Эх! я готов на гадости!
Ух! я готов на гадости!
Но лишь бы все захапать к своей великой радости,
Но лишь бы все захапать к своей великой радости,
К своей великой радости, к своей великой радости!

Плевать на унижения -
Да! Я готов унизиться!
Эх! Я готов унизиться!
Ух! Я готов унизиться!
Но лишь бы к сладкой цели хоть чуточку приблизиться,
Но лишь бы к сладкой цели хоть чуточку приблизиться,
Хоть чуточку приблизиться, хоть чуточку приблизиться!

Алексей Рыбников, "Песня Карабаса-Барабаса"


Прочитал семь томов манги "Liar Game" Синобу Кайтани. Думаю, если б друг мне её не порекомендовал, она не попала бы в поле моего внимания, что было бы крайне обидно - манга хороша.
Однажды Нао, скромная и довольно социально неадаптированная (что выражается, кроме всего прочего, в патологической честности и доверчивости), получает уведомление, что её выбрали для участия в "Игре лжецов", а с ним - сто миллионов иен, ненароком распаковав которые, она включается в игру. Правила первого тура просты - игрок получает случайно выбранного соперника, и они пытаются украсть деньги друг у друга; через месяц компания-организатор явится за "одолженными" деньгами - каждый игрок должен сто миллионов, таким образом успешный вор оставит себе всё, что выкрал, а неудачник расплатится из собственных средств. В ужасе от такой перспективы (погасить долг она в жизни не смогла бы) Нао бросается туда и сюда, но надёжных друзей у неё нет... И вот, случайно услышав, что из тюрьмы выходит талантливый мошенник Акияма, она слёзно умоляет его помочь. А тот неожиданно соглашается. Разумеется, они вместе выигрывают первый тур - но за ним идёт следующий, ставки повышаются, условия становятся запутаннее, а выйти из игры не так просто...
По сути, к этой самой "Игре лжецов" и сводится всё действие, так что я даже затрудняюсь определить жанр: вроде бы и не детектив, но где ещё сюжет целиком вертится вокруг интеллектуальных задачек?.. Задачки же в общих чертах напоминают усложнённые игры наподобие "мафии". Каждый раз конечная победа основана на сочетании чистой логики и психологии, и это приятно, поскольку не оставляет ощущения, будто смотришь на фишки или силлогизмы, замаскированные под персонажей. Собственно, зачастую финал каждого раунда сводится к противостоянию двоих, оба из которых нашли идеальную логически-математическую модель для победы, но тот, кто побеждает (то есть Акияма, будем уж честны) ещё и учёл свойства человеческой природы, порой оборачивая так в свою пользу даже проигрышное положение.
Поэтому уместно поговорить о персонажах. Нао меня, надо сказать, раздражает, хоть постепенно я к ней и привык. Доверие и наивность - это, конечно, мило, но есть грань между наивностью и клиническим идиотизмом, и Нао её перешла; в первых томах, кажется, ей можно было сообщить, что небо зелёное, а у тебя тринадцать глаз, и она поверила бы. Правда, постепенно она понимает, что верить в людей не значит отрицать, что они могут говорить неправду, и её искренность в большей степени превращается в позицию - и тут уже можно оценить, что она милая трепетная девушка. Акияма занимает промежуточную позицию между традиционным протагонистом и антигероем: его мотивы благородны, но он в то же время понимает, что природа человеческая не так уж прекрасна, и готов этим пользоваться, если есть нужда. В целом он из основных действующих лиц самый невыразительный, если честно, - вся его роль сводится к гениальным планам. Есть ещё Фукунага, очаровательный злобный трансвестит, изначально антагонист главных героев, со временем волею обстоятельств начавший действовать заодно с ними; едва ли его можно назвать приятным, но этот яростный, язвительный и очень умный парень производит сильное впечатление. В роли злодея его сменяет Йокоя - властолюбивый садист-интеллектуал, впечатляющий в роли противника, но довольно нереалистичный образ по сути: откуда у него (а он таков ещё со старших классов) столько изощрённой злобы и столь странная философия?
Суть манги, впрочем, выражает Нао. Пока другие игроки стремятся подставить друг друга и получить максимальный выигрыш, она напоминает им, что, если б они изначально не пытались удовлетворить свою жадность за счёт других, то ничем и не рисковали бы (просто имея возможность мирно вернуть компании одолженные им деньги) и не подпали бы под власть устроителей игры. Она призывает отказаться от мелочной алчности, которая вредит всем, в пользу альтруизма и взаимопомощи, благодаря которым - если игроки останутся искренними - никто не останется в накладе. По сути, манга частично анти-капиталистическая (хоть нельзя оценить, с каких именно позиций Синобу Кайтани ему противостоит), поскольку описывает "систему господства" (вот ведь пристало клише!), основанную на алчности и страхе и в конечном счёте делающей индивида полностью экономически зависимым от манипуляторов, обладающих капиталом.
Стиль рисунка Синобу Кайтани немного напоминает о CLAMP, только не раздражает. Тонкие линии, изящные черты персонажей, рисовка достаточно "анимешная", но и не совсем условная. Персонажи - особенно основные - красивы, а это на самом деле важно для восприятия манги в целом, особенно в таких случаях, когда визуально видимого действия очень мало. Взгляд вспугнутой лани, почти неотделимый от Нао, меньше раздражает просто потому, что выглядит очаровательно. Хоть и в отношении внешности, на мой взгляд, транс Фукунага лидирует. Кстати, хоть вообще-то стиль если не реалистичный, то по крайней мере довольно детализованный и серьёзный, изредка мангака снимает напряжение забавными визуальными деталями, и это не даёт читателю заскучать: например мне очень понравилась злобная жадная чиби-Нао, иллюстрировавшая правила третьего тура.
В целом "Liar Game" - красивый сборник интеллектуальных задач, по крайней мере до седьмого тома нигде не допускающий натяжек или роялей в кустах, при этом достаточно занимательный сюжетно. Стоящая вещь.