Я решил не судить поспешно, особенно ввиду столь восторженных отзывов окружающих, и посмотрел всё же "Фантазм 2". Ну, я должен признать, что он значительно отличается от первой части. Хорош ли он при этом - вопрос другой.
У этой серии та же проблема, что и у прочих серий ужастиков этого периода: фильмы не слишком соответствуют друг другу, как в отношении сюжета, так и атмосферы. "Фантазм 2" отталкивается от, так сказать, последней концовки "Фантазма", то есть от момента, когда Высокий, до того оказавшийся вроде бы аллегорией смерти в детском сне, внезапно появляется и утаскивает Майка в стену (я-то ожидал, что Дон Коскарелли последует мудрым путём создателей "Кошмара на улице Вязов" и проигнорирует последние пугательные минуты фильма). Реджи взрывает дом, наполнившийся карликами, открыв на кухне газ, и спасает Майка, но потом почему-то (лучше сразу привыкнуть, что ответов на многие вопросы мы не получим, явно потому, что Коскарелли лень их придумывать) забывает об этом и сдаёт ребёнка в психиатрическую лечебницу. Через семь лет Майк, симулируя выздоровление, выходит оттуда и отправляется разорять могилы, чтоб доказать, что в них нет трупов; Реджи своевременно находит его и везёт всё-таки домой, причём Майк пророчествует, что Высокий взорвёт дом со всеми, кто там находится, и это происходит. После этого оба героя грабят магазин стройтоваров (среди самодельных огнемётов-горелок и бензопил единственное настоящее оружие - нелепо модифицированный сдвоенный обрез) и отправляются по следам Высокого. Что за следы - опять же, неясно, но, хотя в первой Высокий мирно работал на кладбище, незаметно вынимая трупы из гробов, теперь он оставляет за собой разорённые и засыпаные пеплом города (почему-то их наличие власти, очевидно, игнорируют). Тут надо заметить, что у Майка есть некие, опять же, не описанные и не объясненные, экстрасенсорные способности, проявляющиеся в вещих снах - и такие же сны, только о нём, видит девушка Лиз на другом конце страны - Майк считает, что должен её спасти, хоть не уверен, от чего. После похорон деда она сталкивается с Высоким, а также священником, который непонятно откуда узнал о его деятельности, непонятно почему её скрывал, и непонятно что хотел сделать, пробравшись в его похоронное бюро, - вот и умер, конечно. В тот же город приезжают Майк и Реджи, подобрав, кстати, попутчицу, все герои встречаются, Лиз и Майк признаются друг другу в любви (любовь по телепатии, ага), причём он неожиданно выходит из роли сурового и психически нездорового мстителя, решив забить на дальнейшие поиски Высокого... Потом сумбурная финальная битва, победа и Внезапный Поворот.
За почти десять лет, прошедшие с выпуска первой части, Дон Коскарелли, очевидно, научился снимать голливудское кино - которое не длится три часа, которое не придётся кромсать, и которое отвечает ожиданиям зрителей. К сожалению, как говорила фрекен Бок, "на телевидении этого добра хватает и без вас" - "Фантазм 2" совершенно не выделяется из ряда таких же второсортных ужастиков своего времени. Невнятность сюжета первой части явственно была связана с тем, что там не хватало огромных кусков сюжета, которые соединяли бы изрезанные эпизоды, тут же в сюжете просто полно мелких дыр, недоработок и штампов, как бы не требующих объяснения в силу своей банальности, что раздражает ничуть не меньше, если не больше. Первый фильм был мистичен, и в то же время его завязка была проста и интуитивно понятна (при этом оставляя простор для воображения, пугающего больше конкретики), а "Фантазм 2" - мясной ужастик, в котором суть происходящего понять мудрено - что за разорённые города, почему в голове Высокого живёт червяк, зачем ему эти телепаты?.. Диалоги стали более внятными, но не многим более осмысленными - герои общаются почти исключительно "крутыми" фразами, короткими и часто ироничными, но не очень-то глубокими. Короче говоря, в "Фантазме 2" нет ровно ничего, чего вы не видели бы в "Исполнителе желаний" или "Байках из склепа".
Да, там есть дуэль на бензопилах (это главное, что я слышал об этом фильме). Если отвлечься от самого концепта, сцена неплохая, но не представляющая собой чего-то исключительного. Вообще там неплохие спецэффекты (хоть показывать лица карликов едва ли было хорошей идеей), знаменитые сферы-открывашки стали значительно эффектнее, а Коскарелли хорошо удаётся пугающая внезапность - нагнетание атмосферы, несколько ложных угроз и, наконец, ужас как раз когда мы уже немного расслабились, он использует несколько раз. Но, повторюсь, атмосферности, которая в первой части всё-таки была, в этих сценах уже не осталось. а ужастики такого уровня не так уж редки, хоть уровень и не самый низкий. Кроме того, "Фантазм 2" может похвастаться самой нелепой сценой секса, какую я когда-либо видел - девушка, похоже, сидящая на пружинах в желе и пытающаяся разбить голову партнёра об изголовье кровати, очень впечатляет (дополнительную прелесть придаёт возрастной рейтинг, из-за которого герои в то же время не раздеты ниже пояса), да и одной из нелепейших смертей - ужимки приспешника-гробовщика, пробуравливаемого шаром, почти столь же забавны.
На этом я свою знакомство с серией предпочту закончить. И теперь уже твёрдо могу сказать - просмотр "Фантазмов" я никому не рекомендую. Есть много куда более приятных и полезных способов потратить несколько часов.