Посмотрел "Дилижанс" Джона Форда. Надо сказать, я никогда не понимал жанр вестерна (хоть отец, большой его поклонник, и пытался меня просветить), но знаком был с ним большей частью во варианте спагетти-вестернов. Так что это для меня интересный опыт.
Собственно, по фронтиру едет дилижанс. На одной из остановок его возницу и пассажиров предупреждают, что поблизости замечен Джеронимо со своими индейцами, но местный гарнизон берётся проводить их до следующей станции, так что путь продолжается. А вдилижанс, по разным обстоятельствам, набивается тем временем масса народу. К чопорной даме, направляющейся к мужу-военному, и мистеру Пикоку, коммивояжеру, торгующему виски, присоединяются проститутка и врач-пьянчуга, изгнанные из этого города блюстителями нравственности, типичный южный джентльмен-шулер, привлечённый красотой вышеупомянутой дамы, очень нервничающий банкир, бегущий с уставным капиталом от инспектора, шериф, услышавший, что в округе рыщет беглый преступник, и, наконец, сам этот преступник Ринго, учтивый и доброжелательный ковбой-мститель. На следующей станции, однако, гарнизона не находится, а бывшие с путниками до этого солдаты должны возвращаться... Большая часть фильма - подчёркнуто бытовая, сложности общения людей, представляющих более чем разнообразные социальные классы и темпераменты и стиснутых в очень узком пространстве; оставшаяся - собственно, крутой вестерн со стрельбой, отчаянной погоней и возможностью этим персонажам показать, чего они стоят.
Снят фильм отлично. Пейзажи Юты потрясающе величественны, эта бесконечная степь с проплывающими над нею огромными облаками и непременно торчащей у горизонта с любой стороны, но всегда в единственном экземпляре, плоской горой... Потрясающе захватывающая экшн-сцена - хоть, по сути, всего одна на фильм, совсем не ожидал этого от вестерна; эффектные скачки, очень правильная перестрелка (и даже удивление настойчивостью индейцев, потерявших десятка два человек ради какого-то дилижанса, не мешает), точно выбранный момент прибытия подкрепления, вызывающий искреннее облегчение... И финальная сцена с медленным проходом по ночной улице тоже прекрасно срежиссирована, хоть в наши дни мне уже сложно воспринять её серьёзно - настолько она воплощает каноны жанра.
Актёрская игра оказалась неожиданно важной, а актёры очень хороши. Хороши все, но я не буду их перечислять поимённо, отмечу только кое-кого. Джон Уэйн не произвёл, должен признать, на меня сильного впечатления - он выглядит мужественным и сильным, да, но это и всё. Джон Кэррадайн поразил меня точностью соответствия образу джентльмена-с-Юга-вынужденного-стать-игроком-но-не-утратившего-шарма, никогда бы не подумал, что живой, не нарисованный человек может так выглядеть (и, разумеется, его игра соответствует). "Оскар" Томаса Митчелла вполне заслужен - его можно считать эталонным обаятельным алкоголиком.
В целом "Дилижанс" оставил много более приятное впечатление, чем фильмы Леоне в своё время. Пожалуй, уделю большее внимание классическому американскому вестерну.