Похоже, со списком Стивена Кинга мне везёт на шедевры через один. Посмотрел фильм "Suspiria" Дарио Ардженто, и он, надо сказать, куда сюрреалистичнее того же "Ангела-Истребителя" Бунюэля.
Свет и цвет - вот что прежде всего приходит на ум при мысли об этом фильме, и вот кто, по справедливости, его главные герои. В первые же секунды мы погружаемся в атмосферу насыщенного, ядовитого малинового, который порой заливает экран целиком, до предела, а порой присутствует лишь в интерьерах и костюмах, но почти никогда не исчезает (того же, совершенно неестественного, цвета тут кровь, и это, полагаю, вполне осознано). Впрочем, порой малиновый отступает перед другими, столь же насыщенными цветами, а чаще делит с ними экран, чтоб они подчёркивали его кошмарную яркость; чаще всего это мертвенный, ледяной синий, но у некоторых сцен есть собственные цвета. Цвет в "Suspiria" - почти навязчивая идея: это и, как я уже сказал, интерьеры, подчёркнуто нереальные, напоминающие какую-нибудь шкатулку art nouveau, но немного безвкусную и чрезмерную, это и освещение, поставленное великолепно и весьма театральное, и цвет самой плёнки (для съёмок использовали специальную технологию).
Не только работа со светом, но и построение многих сцен напоминает о театре - я могу свободно вообразить их на подмостках. Однако это было бы не совсем верно, поскольку велика в фильме также и роль операторской работы. Если цвет создаёт тревожно-нереальную атмосферу, то продуманно выстроенные планы придают ей угрожающий характер, а движения камеры обеспечивают большую часть не просто страшных, но подчёркнуто пугающих сцен.
Третья, но не последняя по важности, составляющая кошмарности "Suspiria" - это музыка, написанная самим Дарио Ардженто. Порой она напоминает эталонную мелодию из "Хеллоуина" (но только напоминает - фильм Ардженто вышел на год раньше), иногда полна подчёркнутых диссонансов, а вместо вокала - воистину жуткие завывания, вполне достойные преисподней.
В фильме есть несколько нарочито грубых сцен, шокирующих и отвратительных - более, чем экранное насилие обычно. Думаю, это необходимый и, опять-таки, продуманный контраст с присутствующим лишь в подтексте ужасом остального фильма. Тем не менее, по-настоящему страшным его делают цвет и музыка, музыка и цвет на всём протяжении картины.
Вопреки обыкновению, я начал со средств выразительности, а не с сюжета, поскольку сюжет и сам сюрреалистичен - мало что получает тут полноценное объяснение, ибо это не триллер, но история паранойи и агрессивной, враждебной реальности. Понять правильно историю "Suspiria" можно лишь вообразив, как она рассказана.
В некую танцевальную школу в Германии приезжает студентка из США. В ужасную грозовую ночь ей дают там от ворот поворот, и в ту же ночь из школы бежит полуобезумевшая ученица, а затем гибнет самым ужасным образом вместе с подругой, у которой нашла приют. На следующий день недоразумение разъясняется, и главную героиню принимают в школу - преподаватели там чопорны и требовательны, ученицы стервозны и на ножах друг с другом, и всё это выглядит вроде бы вполне нормальной, хоть и неприглядной закулисой балетного искусства. Но американку, без явных причин, охватывает недомогание - и ей приходится переселиться в школу (тогда как поначалу она жила в городе). А там происходят странные и малоприятные инциденты - вдруг разводятся черви или кто-то дышит за зановеской, когда девушки ложатся спать... Отчего-то американкой и её новой подругой овладевает желание раскрыть тайну школы (что за тайна - они и сами, в общем, не понимают), но...
"Suspiria" - отличный фильм. Как для поклонников жанра ужасов, так и просто для любителей красивого артистического кино.