Сходил с Hundred Clouds на выставку "Гений Леонардо да Винчи", о которой нынче столько говорят.
Должен сразу заметить, что именно как выставка она не слишком хороша. Дело даже не в "подлинности" экспонатов (таковых на ней вовсе нет, скажем сразу, но это и естественно, ведь большая их часть у да Винчи оставалась лишь в чертежах), а в том, что выполнены они довольно грубо. Во многих макетах механизмов явственно не хватает деталей или, скажем, летательный аппарат выглядит явно громоздким, а из пояснений выясняется, что вообще-то он должен быть сделан не из деревянного массива, а из тростника... Это гораздо больше рекламная инсталляция, чем аккуратно воспроизведённые модели. И кстати, хоть выставка вроде б всего две недели как открылась, те немногие механизмы, что разрешалось потрогать, явно стёрты и разболтаны, так что не всегда действуют должным образом. Короче говоря, экспонаты довольно эффектны, но не слишком исторически и технически аккуратны.
Однако благодаря этой выставке я узнал о да Винчи множество вещей, которых иначе не узнал бы, вероятно, никогда. И вот этот аспект весьма важен, по крайней мере, для тех, кто, как и я, ленив и нелюбопытен. Где именно обнаруживается в "Ветрувийском человеке" "золотое сечение", что да Винчи изобрёл прожектор и домкрат, как выглядел средневековый аналог мингана, и что Леонардо научно обосновал применение блока... Вообще выставка соответствует своему названию: масштаб личности, таланта и интеллекта этого человека ощущается очень хорошо. Потрясающие анатомические иллюстрации рядом с остроумно созданными или всю жизнь разрабатываемыми механизмами
В целом остаётся впечатление, что изобретения да Винчи были либо гениально просты - как тот же домкрат или храповик (спасибо спутнику с инженерным образованием за объяснения, какая из всего этого польза; он вообще, полагаю, получил больше удовольствия от выставки), либо гениально новаторски, как многочисленные вертолёты, гидрокостюм или самоходная повозка, но в последнем случае они слишком опережали своё время и без необходимой материальной и научной базы (вроде лёгких сплавов или двигателя внутреннего сгорания) пропадали втуне. К сожалению, лишь про некоторые механизмы сообщено, были ли они применены на практике при жизни Леонардо. Впрочем, был и третий род изобретений - совершенно несуразные, хотя чрезвычайно оригинальные, такие, как боевая косилка с конями...
Кстати, неправда ли, удивительно, что все эти потрясающие изобретения не оказали, кажется, почти никакого влияния на художественную культуру? Я имею ввиду, где, ммм, ультра-стим-панк, в котором Медичи на механических крыльях парят над деревянными танками Борджиа и стреляют из многоствольных ружей? То, что такая эстетика пропадает - просто позор!
В целом выставка в своём роде весьма любопытная. Ну или скажем прямо - аттракцион. Зато дающий немало пищи для размышлений, да и некоторые яркие впечатления.