Long ago I went to war
To fight the scourge of Christendom
I held aloft my blessed sword
And said "By God, let them come!"
They said their eyes are red as flame
I heard it told, from hell they came
Their breath is fire their tongues are forged
Thus are the beast of dragon's gate
Voltaire, "Crusade"
To fight the scourge of Christendom
I held aloft my blessed sword
And said "By God, let them come!"
They said their eyes are red as flame
I heard it told, from hell they came
Their breath is fire their tongues are forged
Thus are the beast of dragon's gate
Voltaire, "Crusade"
Прочитал "Crusade" Жана Дюфо и Филиппа Ксавье. Довольно интересное впечатление...
Древний город Иеру-Шалем осаждают рыцари Креста в надежде отвоевать гроб Особо Почитаемого. Мнения среди его предводителей разделились: Готье Фландрийский счёл безумием выступать в битву с превосходящими силами Полумесяца, руководимыми самим султаном Абдулом Разимом, в начале сезона самумов, и его тесть с ним согласился, но честолюбивый Роберт Торентский и тайно симпатизирующая ему жена Готье поддерживают план немедленной атаки. Тем временем Сирия, свояченица Готье, в свою очередь, влюблённая в него, возвращается из своего похода за волшебным зеркалом Света Мучеников... В битве воинство Креста разбито - не только войсками противника, но главным образом песчаной бурей, которая пощадила благословлённых святым муфтием защитников города. Готье, всеми презираемый как трус, отправляется на поиски евреев Самарканда - проклятого за своё предательство народа, живущего в подземельях под властью демона, - в надежде призвать их в союзники, ибо ему известен секрет их избавления. Роберт Торентский становится после битвы во главе воинства христиан, однако пережил эту битву он в действительности лишь благодаря сделке с демоном Куаджем, Пресмыкающимся В Тени Креста. В то же время Куадж предлагает Абдулу Разиму пронзить сердце Особо Почитаемого, обратив его тем самым всего лишь в труп и устранив причину войны...
Вероятно, из этого описания вы легко поняли, что речь идёт о фэнтези, мир которого лишь по случайности в некоторых деталях, вроде имён и символики, напоминает наш; а вот при чтении самого комикса я лишь во второй главе сообразил, что это не криптоистория. Как только перестаёшь искать параллели с реальными крестовыми походами, воспринять всё значительно проще. Мир-то в "Crusade" интересный - демоны и святые как часть повседневной жизни, прекрасный Повелитель Машин со своими циклопическими осадными орудиями, вообще чудесная смесь восточной и рыцарской романтики, приправленная со вкусом подобранными элементами высокого фэнтези и чуточкой мифов и сказок. И такой подход куда умнее, чем наращивание невежественных фантазий поверх и впрямь исторического каркаса.
Вообще-то в сюжете немало дыр (ну, или скажем мягче - многое не раскрыто), но по ходу чтения этого не замечаешь. Мораль - немного о толерантности, немного о том, что за идеями, якобы вызывающими войны, всегда стоит выгода - вроде бы банальна и не слишком последовательно проведена, но и не очень раздражает, поскольку Дюфо избежал картонности образов и действия. Возможно, тут есть "рояли в кустах", но мотивация в рамках заданных ими условий вопросов не вызывает.
Рисунок Филиппа Ксавье не слишком сложен, немного напоминает работы Скотта Кэмпбелла девяностых, только без манга-составляющей. Что бросается в глаза, так это хорошая проработка деталей. Особенно это приятно в массовых сценах - каждый участник битвы виден чётко. В целом происовка, пожалуй, не заставит разглядывать каждую страницу как произведение искусства, как порой бывает в европейских комиксах, но претензий к графике тут не может быть никаких.
В итоге "Crusade" - разумный компромисс между, говоря условно, европейским и американским подходом к комиксам. Может, сюжет и неидеален, но при примерно равном качестве графики в той же "Samurai Legend" всё было намного хуже. Прочитать и получить удовольствие можно вполне.