"Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница" - это, во-первых, первый фильм серии, снятый "New Line Cinema", а не "Paramount Pictures"; во-вторых, это широко разрекламированный именно в таком качестве последний, окончательно завершающий серию о Джейсоне фильм, после которого вышло ещё два, не считая римейка (интересно, хоть раз что-то "наверняка последнее" оказывалось таковым?); и, в третьих, по двум вышеуказанным причинам это фильм, полный абсолютного трэша, ведь беречь франшизу авторам не было никакого резона.
Итак, правительство, оказывается, охотится за Джейсоном Вурхисом (как он пришёл в себя и к Хрустальному озеру после растворения в нью-йоркской канализации, не объясняется), выманивает его и расстреливает сперва из автоматов, а потом из гранатомёта, превратив в мерзкие ошмётки. К сожалению, коронер, эти ошмётки осматривавший, поддался странному наваждению и съел сердце маньяка, после чего дух Джейсона вселился в его тело и продолжил убивать. Как ни странно (возможно, я испорчен Миром Тьмы, но всё же нахожу это удивительным), правительство ничуть не пыталось скрыть не только существование маньяка явно мистической природы, но и то, что он перебил немало спецназовцев и теперь бродит на свободе. За его поиски берётся знаменитый "охотник за головами"... Оказывается, Джейсон способен менять тела, но непобедимым станет лишь в теле кого-то из рода Вурхисов - и лишь тот, в ком течёт кровь Вурхисов, сможет его убить. Поэтому Джейсон разыскивает своих последних кровных родственников, чтоб вселиться в одного из них, а баунти-хантер - чтоб использовать их против маньяка (но ведёт себя так, что первым делом попадает в тюрьму за домогательства)...
По сути, тут мы наблюдаем результат чрезмерного развития мистической составляющей образа Джейсона, появление которой мы приветствовали. Авторы решили не останавливаться на том, что Джейсон - живой мертвец (хотя минимальные объяснения его реанимации в прошлых фильмах даже давались), а рассказать, отчего и почему; вышло плохо - никаких внятных ответов в фильме так и нет, зато полно ходов, никак не гармонирующих с атмосферой серии. В особняке Вурхисов (да, у кухарки из летнего лагеря был многоэтажный особняк) имеется "Некрономикон" и нечто вроде мистического гинекологического кресла; Джейсон может выскакивать из тела в форме демонического эмбриона; убить Джейсона нужно непременно кинжалом, о происхождении и сути которого ничего не говорится... Финальная сцена окончательного уничтожения Джейсона очень нелепа - не только по реализации (а в 1993 году спецэффекты могли бы быть и поприличней), но и по концепту, что никак не улучшает дела. Образ баунти-хантера скорее эффектен, чем логичен: он неизвестно откуда всё это знает, проводит главному герою какие-то испытания со сломанными пальцами и, будучи профессиональным наёмником, настолько плохо изучил место запланированного боя, куда прибыл заранее, что провалился в люк в подвал. Я мог бы множить список вопрос, которые ставит фильм (в частности "почему очкарик из маленького городка так круто дерётся?" и "почему за предыдущие лет тридцать Джейсон не разобрался со своими родственниками?"), но хватит пинать не самое ужасное произведение в истории кинематографа.
Да, не самое ужасное. Даже в"пятничной" серии были сюжеты более глупые (например, четвёртая часть). Хотя некоторые (прежде всего - нарочито мистические, с трансформацией коронера или финальным утаскиванием в ад) сцены несколько безвкусны, другие решены хоть и довольно просто и прямолинейно, но удачно - например, перестрелка в полутёмном кафе или классический побег от маньяка в самом начале. Кроме того, отрадно, что центральными персонажами стали не подростки, а молодые люди постарше, с какими-то более серьёзными проблемами (хотя авторы и не уделили особого внимания их раскрытию). Спецэффекты тоже порой вполне интересны - растворение оставленного Джейсоном тела смотрится хорошо, а уползающий под юбку трупу монстрик был бы отличным, если б это не имело отношения к "Пятнице, 13-му". Вообще фильм сумбурный, множество сюжетных линий явно обрезано, а оккультная часть очень плохо продумана и состоит сплошь из штампов, но для девятой части слэшера всё весьма пристойно.
Пожалуй, я скорее рекомендовал бы "Джейсон отправляется в ад", хоть считать его полноценной части сторилайна и не хочу (впрочем, когда в таких сериях был цельный сторилайн?).
Мы почти на финише, ребята, остался один фильм!