Посмотрел по рекомендации 10razsobaka "Дьявольское семя" Дональда Кэммелла. Это вроде бы экранизация романа Дика Кунца, но я его не читал, так что, учтите, не знаю. за какую часть нижеописанного ответственны авторы фильма, а за какую - сей писатель.
"Дьявольское семя" - идеальный пример того, что для притч и символических повествований важность проработки сюжета и фантастических допущений на буквальном уровне никуда не девается. Я понимаю, что хотели сказать авторы, но сосредоточиться на этом мешает идиотская форма, в которую эти высказывания облекли.
Алекс Харрис создал суперкомпьютер "Протеус", основанный на технологиях самообучения и структуре, подобной человеческому мозгу. "Протеус" уже изобрёл лекарство от лейкемии, а ещё почему-то слушает, как ему вслкх читают про Шихуанди; кроме того, "умный дом" Харриса, очевидно, управляется на основе той же технологии, и один из терминалов "Протеуса" расположен в его подвале. Но всем этим теперь будет наслаждаться Сьюзен, жена Алекса, с которой он решил на некоторое время разъехаться. "Протеус" обращается к Алексу, демонстрируя, что обладает самосознанием, понимает, что в нём видят инструмент, и недоволен этим, но доктора Харриса (который, очевидно, не включил в конструкцию или программное обеспечение не только трёх законов робототехники, но и хоть какого-то способа контроля) это ничуть не беспокоит. Той же ночью компьютер захватывает контроль над домом Сьюзен, проводит исследования её тела и требует, чтоб она выносила его ребёнка...
Отношения "Протеуса" и Сьюзен - это, конечно, отношения авторитетного и жестокого мужчины и запуганной женщины. Он насилует её ("обследование" подчёркнуто, даже прямолинейно сексуально), грубо доминирует, фактически избивает (одна из сцен - явный эквивалент "синяк?-о-я-ударилась-об-косяк" ситуаций), относится к ней как к сексуальному объекту и инкубатору, многократно повторяет, что это она вынудила его так поступить... Но помимо этого, само по себе всё происходящее нелепо, невероятно нелепо. Никто и не почешется, когда суперкомпьютер начинает выражать неудовлетворённость бытием и задавать философские вопросы. Судя по всему, никто не контролирует его активность. "Протеус" не только за ночь собирает из подручных материалов в подвале робота, но и создаёт там же гамету (из яйцеклетки Сьюзен, которую - то есть миссис Харрис - оплодотворяет тут же, чтоб довершить идиотизм происходящего). Зачем компьютеру было обследовать человеческое тело, если его знания по биологии достаточны, чтоб создать вакцину от лейкемии? Никаких ответов нет, потому что режиссёр и сценарист явно хотели просто сделать жестокого железного мужчину, а обосновать это хоть как-то - нет, слишком сложная задача. Они не выдерживают даже стиль - порой вспоминают, что "Протеус" - машина, и тогда он неестественно строит фразы и не понимает человеческих эмоций, в другой же момент он явно злорадствует, иронизирует, а то и говорит весьма поэтично.
Мне советовали посмотреть "Дьявольское семя" «хоть бы ради спецэффектов». Что ж, должен признать, манипулятор "Протеуса", состоящий из подвижных пирамид, способных складываться в разных комбинациях (может, у такого геометрического тела есть название - извините, я его не знаю), выглядит довольно стильно и действительно хорошо анимирован, весьма реалистично. Но это и единственный заслуживающий внимания эффект. Заставка аудиоплеера, которая заменяет "Протеусу" лицо и проигрывается с исключительным занудством (и явным намерением скопировать "Космическую Одиссею 2001"), не эффектна ничуть, а металлический ребёнок вызывает приступы хохота. Лучше посмотреть - где-то наверняка такой есть - полутороминутный ролик с пирамидальным роботом, чем страдать ради него весь фильм.
Честно говоря, не вижу ни одной причины смотреть "Дьявольское семя". разве что вы очень хотите увидеть "Трамвай «Желание»", в который добавили роботов, не понимая сами, зачем...