Взялся - вспомнив вновь про список Кинга, - за знаменитый сериал о Куотермассе. Это серия кинофильмов, объединённых образом главного персонажа - профессора Куотермасса, научного гения и харизматической личности, хоть и с оттенком социопатии. Кстати, играли его разные актёры, а литературного первоисточника у серии, насколько я знаю, не было - интересный случай... Сегодня мы поговорим про первый фильм серии, "Эксперимент Куотермасса" Вэла Геста 1955 года.
Профессор Куотермасс без разрешения начальства (святая наивность пятидесятых! Пуск ракеты по собственному почину!) запускает первую ракету в глубокий космос. Чуть позже она падает, неуправляемая, где-то в деревне, и из экипажа из трёх человек на борту обнаруживается только один - от двух остальных остались лишь пустые - при том неповреждённые и застёгнутые - скафандры. Выживший член экипажа очень плох и вскоре впадает в странный транс, причём врачи констатируют, что он вообще не должен быть жив с таким пульсом и давлением, а его кожный покров и даже форма черепа странно изменились...
Фильм выражает, с одной стороны, страхи перед неведомой бездной, где может ждать нечто "за пределами нашего понимания на данный момент", а с другой - перед человеческим безумием и высокомерием, заставляющим ломиться в эти скрывающие ужас двери. Первое тут не достигает лавкрафтовского напора, а вот второе, при меньшей монструозности Куотермасса в сравнении с, скажем, Гербертом Уэстом, выражено более явно. Профессор Куотермасс, кажется, не наделён никакой реальной властью (примета пятидесятых - не упомянуто ни про спецслужбы, ни даже про армию, хотя он раздаёт приказы полиции и прессе, да и как бы ракету запустил сам?), однако обладает столь непоколебимой уверенностью в собственной правоте и непогрешимом статусе первопроходца человечества, что очевидная неэтичность и рискованность его поведения частично теряет значение не только для окружающих его людей, но даже и для зрителей. Суть этого суммирует финал "Эксперимента Куотермасса" - несомненно, самая (скорее единственная) знаменитая часть фильма: сразу же после уничтожения инопланетного мутанта, который был почти неуязвим и вот-вот готов заразить своими спорами всё человечество, Куотермасс, создатель ракеты, занёсшей на Землю эту заразу, идёт, игнорируя требующих у него объяснений или призывающих к ответу людей, и лишь своему ассистенту, подбежавшему спросить, требуется ли тому помощь, отвечает - "Да, чтобы начать всё сначала".
Снят фильм небезынтересно. Хотя скорее всего этот приём связан прежде всего с отсутствием бюджета (и действительно. немногие таки использованные спецэффекты ужасны в неподходящем смысле), попытка снять фильм о монстре так, чтоб монстр не попадал в кадр, приятна, да и реализована хорошо - например, сцена в зоопарке сравнительно жуткая и уж по меньшей мере напряжённая именно благодаря этому. Да и сцены перед нападениями, при их однообразности, производят определённый эффект (в пятидесятых - наверняка более сильный).
Добротный образец фантастики/ужасов пятидесятых. Никак не хуже, чем, скажем, "Нечто из иного мира", откуда, боюсь, "Эксперимент Куотермасса" позаимствовал немало идей...