Посмотрел "Паранорман, или как приручить зомби" (ну что за манера наших прокатчиков передирать названия у неподходящих картин?!) Криса Батлера и Сэма Фелла.
Жил да был в очень маленьком и депрессивном городке в штате Массачусетс мальчик Норман. И видел он призраков. Как вы понимаете, в маленьких городках в глубинке популярности криками "Я вижу мёртвых людей!" не завоюешь. А тем более в школе. И поскольку для Нормана живые и мёртвые были одинаково реальны, но призраков не напрягало его общение с людьми, а вот живых разговоры с духами - весьма, мальчик в итоге вовсе перестал общаться с тем, кто ещё не в могиле. Отец на него орёт, сестра считает чудиком, а мама... ну, старается быть мягче с таким проблемным ребёнком. И когда толстячок Нил (тоже школьный фрик, но не так из-за этого переживающий) пытается с ним подружиться, Норман реагирует довольно холодно. Но это не всё - у Нормана есть ещё дядя, городской сумасшедший, а в городе - предание о сожжённой триста лет назад ведьме, единственном примечательном факте в его истории. И между этими вещами есть более чем зловещая связь...
На удивление, мультфильм сюжетом "ребёнок, видящий призраков" вообще не касается проблемы смерти, в отличие от всех других произведений на эту тему. Главных идей в "Паранормане" две: во-первых, не надо бояться и терроризировать в ответ всё, чего не понимаете, а во-вторых, лучше искать в жизни хорошее, чем мстить, сосредоточившись на плохом. Первую линию тянет на себе преимущественно Норман с его социальными проблемами (но и не только), вторая связана с - иначе не скажешь - адаптацией "Сайлент-Хилл" для детей (гневный призраки маленькой девочки, сожжённой из-за пуританской паранойи за колдовство, мстит всему городу - нет, ну правда!). Как видите, довольно банально. Это вообще главная беда фильма: центральные его элементы одновременно и самые слабые; неглубокий Норман - скорее функция, чем персонаж, мораль не просто неоригинальна - что хуже, она подана "в лоб" и с излишним пафосом, так что это заметно, и в ключевых моментах сюжета имеются если не дыры, то натяжки (оба раза сложности с поиском могилы показались мне крайне ненатуральными). Это не фатальные недостатки и, думаю, во многом они связаны с молодостью режиссёра-сценариста - именно в таких вещах сложнее всего избежать с первого раза фальши, даже при наличии таланта.
А талант несомненен, ибо всё остальное, второстепенное и фоновое, просто замечательно. Помимо Нормана решительно все персонажи очень колоритные, живые и запоминающиеся. Нил, весёлый жирдяй, облачённый в броню веры в себя и эдакого оптимистического цинизма, очень естественный ребёнок (и напомнил мне меня же, кстати); его потрясающий брат Митч, стереотипный старшеклассник-футболист, но при том какой-то лиричный; Элвин, удивительно симпатичный тупой гопник (оценили оксюморон? Вот какие крутые персонажи!)... Городок в целом, с его жухлыми неухоженными газонами, исписанными стенами, однообразным использованием образа ведьмы, где только можно, - очень атмосферный и настоящий. Множество отлично поставленных сцен, в том числе пародийного характера - чтоб все отловить, думаю, придётся пересмотреть его ещё раз, но какой саспенс в сцене с чипсами!.. Лучшее нагнетание напряжения в истории!
И - информация, совершенно меня поразившая, - это кукольный мультфильм. Весь просмотр я был совершенно уверен, что передо мной компьютерная анимация, имитирующая кукольную... Но это она и есть! Качество анимации потрясающее. Понятно, что компьютером картинка всё же здорово обработана - уж как минимум призраки! - но если в основе настоящие куклы, то... что там в анимации за "Оскар", дайте авторам два. А ведь у кукол этих ещё и великолепный дизайн, очень стильный и выразительный! Блестяще.
Беда с "Паранорманом" в том, что не знаешь, кому его и рекомендовать. Как и "Коралина", это явно детский мультик, но местами гораздо более страшный, чем мы привыкли (строго говоря зря)считать нормальным для детских мультфильмов. Хотя этот отличная вещь, так что, пожалуй, "Паранормана" можно рекомендовать всем.