Прочитал "Joker" Брайана Аззарелло и Ли Бермеджо. Странное ощущение - читаешь качественную вещь и чувствуешь разочарование.
Это не основная вселенная, альтернативная - в эстетике фильмов Нолана, хотя отталкивающаяся от комиксовых сюжетов. Джокер (с разрезанными щеками и в гриме Хита Леджера) ко всеобщему изумлению выходит из лечебницы "Аркхэм", каким-то чудом признанный вменяемым. За время его отсутствия влияние в криминальном мире поделили другие, и теперь Джокер собирается всё вернуть. Мы следим за этим глазами Джонни Фроста, "шестёрки", которую послал встретить Джокера, видимо, надеясь тем самым смягчить его гнев. Это успеха не возумело, так что лишившийся босса амбициозный Джонни теперь работает на Джокера. На того, кто прибирает Готэм к рукам, забрызганным кровью... пока они не натыкаются на другие руки, подкидывающие монетку.
Я уже недавно упоминал - хотя, возможно, тогда я сказал это не совсем прямо, - что мне не нравится эстетика, привнесённая в сагу о Бэтмене Кристофером Ноланом. На мой взгляд, теряется больше, чем приобретается. Да, Готэм мрачен - и может быть сколь угодно мрачным, в том числе благодаря натуралистическим борделям и бедным кварталам; но зачем при этом лишать Готэм гротескности?.. Аззарелло делает это не до конца - но делает. Крок тут - огромный мускулистый негр с проблемной кожей; Загадочник - инвалид в диско-костюме; Пингвин - толстый еврей, отмывающий деньги... Но речь прежде всего не о внешнем стиле (он, собственно, не так плох, хоть и уступает классике) - речь о сюжетной эстетике. Это комикс о безумии: главный герой - безумец, и всё, кажется, переполнено безумием, разве что рассказчик нормален. Но какого рода это безумие? Местный Джокер совсем не шутит, у него нет навязчивой идеи, связанной с юмором и клоунадой, он безумен в том смысле, что очень жесток, страдает от перепадов настроения и склонен к немотивированному, чрезмерному насилию. Это делает его крутым и жутким гангстером в мрачной истории про гангстером. Но и только. Док Холлидей, Бонни и Клайд и прочие - они, конечно, эффектные, но стоит ли жертвовать тем Джокером, какого мы знаем, чтоб пополнить их ряды?..
Впрочем, это вопрос вкуса.
А то, что Аззарелло хотел сделать, он сделал хорошо. Эта нео-нуарная эстетика отлично выдержана: сделки в низкосортных стрипклубах и разговоры в непримечательных закусочных, нервные бандиты без амбиций и суровые гангстеры при больших боссах, залив, по которому видно, как он пахнет гнилыми водорослями и мазутом, и бар, полыхающий, как бенгальский огонь... И всё это перемежается разговорами, невнятно-многосмысленными по форме и, боюсь, вполне бессмысленными по сути. Такая, знаете ли, ускользающая философия... Хотя, быть может, я просто слишком недалёк, чтоб понять смысл этого комикса.
К рисунку Ли Бермеджо (кстати отметим и цвет Патриции Малвихилл - цвет тут играет немалую роль, хорош и заслуживает специального упоминания) не может быть никаких претензий. Он выразителен, полон деталей и отлично проработан. Как я уже отметил, новые дизайны персонажей весьма интересны и с визуальной точки зрения, по крайней мере, хороши (кроме, разве что, Бэтмена, который, несомненно, сознательно изображён эдакой чёрной кляксой почти без деталей). Можно прочитать даже только ради рисунка.
Хотя это не единственная причина читать "Joker" - интересный мир, вдохновляющий готик-панк, атмосфера более реалистичного, приземлённого психоза... Но он всё-таки ни за что не станет лучше настоящего, оригинального Джокера.