Вот, наконец, я и посмотрел "Тёмного рыцаря". Пожалуй, время зря не потратил...
Пересказывать сюжет, полагаю, излишне, поэтому перейдём сразу к содержательной части. Это, несомненно, лучший из эпизодов нолановской трилогии. Я вижу на то несколько причин.
Во-первых, тот самый баланс между комиксом и реализмом, за который я Нолана не раз ругал. Тут его нет - это просто мрачный кинокомикс, что сразу снимает все вопросы и позволяет погрузиться в повествование. Прежде всего, это анонимность Джокера - мы не знаем кто он, не знаем, откуда он взялся, не знаем, как он осуществляет свои планы - и в итоге он может действовать как нормальный суперзлодей, не заставляя зрителя ломать голову, откуда у него такая разветвлённая сеть приспешников или доступ чуть ли не в любое учреждение города. Или вот сонар - явно антинаучная идея, зато она смотрится круто и объясняет всё, что требуется, чтоб Бэтмен выполнил свою миссию.
Во-вторых, идея. Я наконец-то понял, в чем проблема с моралью бэтменовской трилогии. Тут две темы, и они находятся в явном диссонансе. Во-первых, поскольку главгерой - миллиардер, а Готэм погряз в коррупции, это фильм с социальным подтекстом и грозное предупреждение "первому миру", во-вторых, поскольку главгерой - стоящий вне закона одиночка в маске, это фильм о сильных личностях и их противостоянии с толпой. Первая тема заметнее в фильмах, посвящённых Лиге Теней, и поэтому "Тёмный рыцарь", где Лиги нет, лучше остальных. Ведь тема эта насквозь надуманная.  D-r Zlo не так давно писала, что кино Нолана слишком рассудочное, и это правда. Так вот, проблема классовой вражды явно Нолана не трогает за душу совсем; позволю себе предположить, что в трилогию она попала, поскольку, во-первых, популярна, а во-вторых, Нолану бессознательно (или даже осознанно) стыдно за вторую тему. Потому что - и это очевидно, если рассмотреть "Тёмного рыцаря" и "Возрождение легенды" в совокупности - Нолан презирает людей en masse, они для него - пугающая толпа морально и интеллектуально ущербного быдла. Короче говоря, он - та самая верхушка "первого мира", которой его фильмы вроде бы должны напоминать о сострадании к малым сим. Большинство людей или средний человек тут почти всегда ведут себя деструктивно, глупо, поддаются на провокации (и если в "Тёмном рыцаре" люди ещё проходят "моральную проверку", то в "Возрождении легенды" провалят её). Нолан - если судить по этим фильмам - приверженец аристократии, он уверен, что люди разрушат общество в одно мгновение, если превосходящие их по своей природе господа вроде Уэйна и Дэнта не направят их на путь истинный. Собственно, о верности этому аристократическому долгу (ссылка на Древний Рим в речи Дэнта отнюдь не случайна, а весьма символична!) и идёт речь в "Тёмном рыцаре" - чтоб пасти толпу, нужно стать больше, чем просто человеком. Дэнт этого не смог, Уэйн смог, Гордон - пример бессилия "пастуха", если он равен пасомым по способностям, а Джокер - своего рода анти-аристократ, воплощение худших человеческих качеств, ведущий массы к гибели.
Ну, и ещё тут есть Хит Леджер. К моему удивлению, Джокер и правда неплох. Достаточно харизматичный персонаж (пусть даже в значительной степени это обеспечено тем, что людей всегда завораживает нарочитая аморальность), забавный злодей. Уж всяко интереснее Рас аль Гула и Пугала. Но важен тут не персонаж, а то, как Деджер сыграл - замечательно сыграл! - тот факт, что он тяжко психически болен. В отличие от Джокера Николсона (и уж тем более Сезара Ромеро), у Леджера это не комиксовое безумие, выражающееся в забавных манерах и странных планах, а настоящее, достоверное психическое расстройство: как он трясётся, как замирает порой, будто припоминая, где он, как нервически морщится, теряя мысль, как зажат и скован в движениях!.. Давно не видел такого жалкого и омерзительного психопата в коммерческом кино, б-р-р.
Недостатки, конечно, тоже имеются, и главный - та самая рассудочность Нолана. Явно продуманный в деталях фильм оказался тяжеловесным из-за напиханных в него чеховских ружей. "Тёмный рыцарь", если честно, скучноват - Нолан не очень-то умеет создавать драйв - он есть в некоторых экшн-сценах, но и те слишком длинны, чтоб его хватило до конца (исключение - ограбление банка в самом начале). Слишком много деталей, слишком много разговоров. Фильм длинен и утомляет, его хочется перемонтировать, но при этом хронометража не хватает - например, я очень хотел бы услышать ещё две-три истории про то, откуда у Джокера шрамы.
Ах, да, и один вопрос, несмотря на комиксовость, у меня вёс же остался, серьёзный такой. Вопреки традиции, злодея не убили (даже роялем из кустов) - что ж, прекрасно. Но... Едва ли у Нолана не было хоть черновика сценария "Возрождения легенды", когда он снимал вторую часть. Так вот, когда в третьем фильме Бэйн открыл двери психушек и тюрем и устроил в Готэме хаос, где был Джокер?.. А ведь он не ограничился бы просто ролью судебного заседателя, как Пугало... Это следовало хоть как-то объяснить. И вообще поставить точку в линии Джокера более ощутимым образом.
В целом "Тёмный рыцарь" - фильм неплохой, вполне смотрибельный. Хотя до великого ему, конечно, как до Луны, ну да в чрезмерных похвалах ему само кино винить нельзя...