Бабушка подарила мне книгу Евгения Тарле "Наполеон", пояснив, что она вроде бы очень нравилась отцу. К сожалению, я практически не обсуждал с ним его профессию и любовь - историю, не считая того, как в детстве он рассказывал мне о римских и российских императорах, так что шанс прикоснуться к его интересам в этой области, конечно, меня очень заинтересовал.
Следует также пояснить, что я никогда не интересовался ни образом Наполеона, ни его эпохой (в сущности, историю после Средних веков я знаю не более чем в рамках школьного курса), так что для меня это первое глубокое знакомство с данной исторической личностью. К Наполеону я, кстати говоря, всегда был предубеждён благодаря литературе - романтические стихи Пушкина и Лермонтова, посвящённые ему, казались (и кажутся) мне ужасной пошлостью, да и дальнейшее склонение его имени на все лады, скажем, в контексте того же "Преступления и наказания" настроили меня на восприятие этой фигуры как отчасти нелепой, а отчасти переоценённой. Книга Тарле изменило моё мнение и изменила в корне. Так что начну я с мыслей не о самой работе, а о её главном герое - боюсь, мыслей банальных и самоочевидных для менее невежественных людей.
Наполеон - фигура более чем впечатляющая. Его стратегический гений я могу оценить лишь по результатам (Тарле не описывает в деталях планы битв, да и смог ли бы я в них разобраться?), но и они вполне красноречивы; однако более всего поражает разносторонность его дарований и трудоспособность. Сказать честно, последнее вызывает жгучий стыд. Не списать на гениальность то, что этот человек сделал со своей жизнью исключительно целеустремлённостью, собственной волей и беспрерывным трудом. Мне представляется (по крайней мере, по изложению Тарле), что главной составляющей успеха Наполеона было то, что он знал, чего хотел и что для этого необходимо сделать (знание, в действительности, очень редкое), а его падение во многом связано с утратой этого трезвого взгляда. Хотя в то же время нельзя не согласиться с марксистской детерминированностью этого падения, на которую указывает Тарле - попытка уничтожить Англию экономически ввергала всю Европу в кризис и была невыгодна почти всем слоям населения, контроль над столь обширными территориями требовал больше военной силы, чем Франция могла обеспечить... И тут мы оказываемся перед занятной дилеммой - то, чего Наполеон не достиг, определяется объективными причинами; но насколько можно к ним свести и обособить от него то, чего он достиг?.. Тарле, надо признать, нарисовал довольно эпический портрет Бонопарта, и сложно не подпасть под обаяние этой личности, несмотря на то, что автор, словно бы чувствуя это, постоянно делает оговорки, призванные снизить образ. Я и подпал. Вероятно, тут играет роль и то, что в наши дни на роли героя и идеала как раз гораздо уместнее смотрится жестокий и прагматичный человек, не обременённый моралью, чем "мировой дух", защитник Франции и революции, и прочая, прочая, прочая...
Так вот, о книге Евгения Тарле собственно. Автор написал несколько специальных трудов по разным вопросам наполеоновской эпохи, так что я склонен верить в его квалификацию, но "Наполеон" - несомненно, книга научно-популярная, достаточно лёгкая. У этого есть печальные последствия - уже упомянутое отсутствие подробностей стратегических операций императора, равно как и большинства его законодательных и экономических инициатив, есть и положительная сторона - читается книга на диво легко, язык живой и изложение очень увлекательное. Особо стоит отметить иронию Тарле, достаточно тонкую, чтоб почти не обнаруживать себя, и неизменно восхищающую читателя точностью формулировок. При этом, надо сказать, автор никогда не скатывается в совсем уж популизм - например, Тарле почти не говорит о семейных и амурных отношениях Бонопарта; психологизация присутствует ровно в той мере, в какой она неизбежна. Хотя, конечно, Тарле не может удержаться (и мне как читателю это скорее кажется плюсом) от ярких исторических анекдотов, да и пару душещипательных сцен приводит (в сущности, сердце рвёт всё описание возвращения Бонопарта с Эльбы).
В целом "Наполеон" Евгения Тарле способен как создать достаточно внятный образ Бонопарта и его эпохи, так и пробудить дополнительный интерес к ним, чтение его - настоящее удовольствие, и, право, я не знаю, как можно похвалить историческую работу такого типа больше.