Я совсем забросил список Кинга, а ведь нужно его, наконец, добить!.. Вот посмотрел всё-таки "Кто-то наблюдает за мной!" Джона Карпентера.
Ли Майклз, двадцативосьмилетняя девушка-телережиссёр, переезжает в Лос-Анджелес и селится в весьма симпатичных апартаментах в огромном и оснащённом по последнему слову техники кондоминиуме. В первый же день она дверь в квартиру отпертой, хоть закрывала её, уходя, а потом получает странное письмо - ей предлагают почувствовать в конкурсе и отгадать, в какую часть Европы поедет победитель, по присланным ей подаркам. Подарки действительно начинают приходить, и довольно странные, а кроме того Ли постоянно кто-то звонит. осведомляясь, получила ли она их, или просто сразу вешая трубку. Сперва это раздражает, потом нервирует, а вскоре начинает пугать. Новый парень Ли мало чем может ей помочь, а в полиции объясняют, что пока тут нет состава преступления, чтоб открывать дело или что-то предпринимать...
"Кто-то наблюдает за мной!" - великолепный образец городской паранойи. Современное урбанистическое общество создало уникальную ситуацию: мы живём в одном доме с тысячью человек и можем годами не знать соседа по лестничной клетке, мы всегда в толпе и в то же время одни, наша частная жизнь тщательно оберегается, и в то же время камеры наблюдения, "прослушка" и просто факт существования СМИ сделали приватность как никогда хрупкой. Карпентер использует эту тему по полной программе, так или иначе она отзывается в каждой детали: героиня работает на телевидении, контролируя то, как множество камер фиксируют чьи-то действия; Ли любит рассказывать случайным собеседникам, типа риелтора или парня в баре, всякие выдумки про свою жизнь, пользуясь тем, что они её не знают; и даже в её квартире система климат-контроля, в сущности, тоже постоянно наблюдает за ситуацией... И неудивительно, что в итоге героиня втягивается в этот процесс взаимного вуаеризма - сперва пытаясь выследить следящего за ней сталкера подаренным им же телескопом, затем наблюдая за соседним домом уже когда маньяка там - предположительно - не было. И даже на помощь подруге она бежит не раньше, чем досмотрит сцену через подзорную трубу, то есть когда это уже бессмысленно. Анонимность и подглядывание - соблазн, перед которым сложно устоять... потому что все мы, в сущности, и так в одном шаге от роли сталкера.
Лорен Хаттон в главной роли великолепна. Во-первых, это удивительно привлекательная женщина (и это ставит меня в тупик, ведь вообще-то её внешность моим представлениям о красоте и сексуальности совсем не соответствует), во-вторых, она замечательно играет, а ведь лучшие моменты фильма (и определённо - все самые страшные) связаны не с диалогами, а с тем, что говорит взгляд. Отчаяние, ужас, тихая истерика на лице Хаттон с лихвой восполняет отсутствие в фильме крови и очень малое количество насилия вообще.
Нельзя не похвалить операторскую работу, а также монтаж. Благодаря им Ли всё время находится в центре нашего внимания, в центре кадра, мы наблюдаем именно за ней - что , с одной стороны, ведёт к неосознанной самоидентификации с ней, а с другой - в некоторых сценах ставит зрителя на место сталкера, неотступно следящего за героиней.
В общем, "Кто-то наблюдает за мной!" - фильм весьма удачный. Честно сказать, лучше, чем я ожидал.