Так вот, про Большой театр. Посмотрел я балет "Иван Грозный" - постановка ю.Н. Григоровича на музыку Прокофьева (собственно, Прокофьев балета не писал, но писал саундтрек к одноимённому фильму, а заодно и некоторые другие его произведения пошли в дело), буквально полгода назад вернувшийся на сцену после восьмидесятых.
Прежде, чем продолжать, необходимо сделать откровенное признание, в свете которого и следует воспринимать (вероятно, скептически) всё нижеследующее. Я не понимаю балета и не люблю его. На мой взгляд его повествовательный потенциал весьма слаб, а средства выразительности несколько однообразны (или, если угодно, недостаточно эффектны), чтоб созерцать их долго; короче говоря, я могу насладиться отдельным номером, отдельной сценой, но целая балетная постановка мне легко прискучивает.
К сожалению, на примере "Ивана Грозного" эти недостатки (жанра или моего восприятия) видны очень хорошо. Балет этот в значительной степени мелодрама: Иван Грозный, взойдя на престол, проводит смотрины и выбирает в царицы Анастасию, в которую влюблён Курбский; затем он завоёвывает Казань, а крамольные бояре при помощи Курбского тем временем травят Анастасию; Иван страдает от горя и тоски по жене, пока к нему не являются опричники, предлагая месть, после чего Иван казнит бояр и становится Грозным. Так вот, вся эта лирика балет изрядно портит. Романтические сцены между Иваном и Анастасией скучны, невыразительны и однообразны, Курбский и вовсе в произведении лишний - он не несёт внятной функции как персонаж, а танец его ничем не запоминается. При этом "Иван Грозный" сразу становится значительно интереснее, когда на сцене начинается действие - я имею ввиду, действие в наиболее прямом смысле. Движение, будь то сеча, казнь или даже собственно танец естественно и выразительно можно передать в танце, тогда как чувства и политические перипетии выходят не слишком удачно. Кроме того, Иван IV - единственный по-настоящему проработанный персонаж, на нём и следовало бы сосредоточиться.
При этом в "Иване Грозном" есть очень, очень сильные сцены - те, что отвечают вышеназванным условиям. Прекрасное, очень динамичное сражение с "иноземцами" (татарами?). Замечательно поставлено первое появление Ивана, очень выразительна, до дрожи, сцена его безумного горя после смерти царицы... И, конечно, сцена, вдохновлённая непосредственно фильмом Эйзенштейна - скомороший танец с опричниками, он же - расправа над боярами. Экспрессивное, безумное действо - вот это пожалуй, балет и вправду смог выразить лучше, чем мог бы любой иной вид искусства. Эту сцену я смотрел, затаив дыхание.
У "Ивана Грозного" интересная сценография; на сцене три массивных колонны, воспроизводящих мрачноватый неопределённо дворцово-храмовый интерьер того времени, однако эти колонны, поворачиваясь, играют роль мини-занавесов, структурирующих пространство сцены. Над всем этим нависают колокола, веревки к языкам которых довершают облик сцены (и прекрасно задействованы во многих ключевых танцах). Костюмы мне показались не в равной степени удачными: прекрасен сценический облик Ивана - просто чёрные трико и рубаха с крестом на ней, хороши и опричники, и татары... А вот русские воины уже кажутся в своих доспехах несколько опереточными, но главная беда - в боярах - их одежды, самая суть которых в том, чтоб двигаться важно и медлительно, нелепо контрастирует с трико и танцем как таковым. Мне думается, что большая доля условности была бы тут к лучшему.
Александр Волчков в роли Ивана IV был великолепен - возможно я не могу оценить техническое совершенство, не будучи специалистом (хоть я не увидел никаких изъянов), однако несомненна страсть, чувствуется, что в роль актёр вложил душу, и Иван получился действительно потрясающе выразительный и запоминающийся.
В общем, "Иван Грозный", пожалуй, не шедевр... Но всё-таки сильная вещь, местами очень сильная, и я рад, что довелось его увидеть.