Фильм "Семь ступеней к Сатане" Беньямина Кристенсена я обнаружил случайно и посмотрел в основном из-за афиши, которая меня покорила с первого взгляда. Скажу сразу - фильм ровно такой, какого я после этой афиши и ожидал.
Это экранизация одноимённого романа Абрахама Меррита, который я не читал и едва ли прочту. Википедия утверждает, что там «исследователь и авантюрист Джеймс Киркхем (кстати, прямой литературный предшественник Индианы Джонса) становится пленником загадочного человека, который, кажется, обладает практически неограниченным богатством и беспредельной властью. Этот человек называет себя Сатана. Он — гений, чей интеллект сравним с интеллектом величайших ученых. Сатана предлагает Киркхему сыграть с ним в игру, ставкой Киркхема в которой, в зависимости от исхода, будет его жизнь или свобода, а ставкой Сатаны — место для Киркхема рядом с ним, тайным правителем мира». Если это описание верно, то я понимаю, почему Меррит был не в восторге от экранизации и счёл её, скажем так, неточной.
Перед нами фантасмагорический триллер 1929 года, немой, и поэтому я никак не мог определить, насколько серьёзно был снят фильм. Итак, перед нами молодой Джим, собирающийся в экспедицию в Африку искать древние цивилизации, вопреки советам своего практичного дяди. На вечеринке у его очаровательной подруги начинается пальба, а когда герои садятся в машину, там приводит их в неизвестное место, где их под дулами пистолетов выгоняют из автомобиля и велят следовать в отведённую им комнату. В доме на них поминутно выскакивают вопящие или же загадочно улыбающиеся женщины, из-за скрытых в стенах панелей или попросту из шкафов высовывается карлик, позади крадётся горилла, повсюду - звероподобная прислуга, уродливые камердинеры, зловещие китайцы и старуха в гриме мима, зовущая себя Ангелом Тьмы... Словом, я весьма подозреваю, что "Rocky Horror Picture Show" в значительной степени вдохновлён этим фильмом. Все эти, с позволения сказать, люди объявляют, что служат Сатане, который и повелел привезти сюда героев. Большую часть времени сюжет у фильма совершенно отсутствует - это просто серия картин, с которыми сталкиваются, бродя по дому, Джим и его подруга; впрочем, финал показывает, что М. Найт Шьямалан - не единственный специалист по внезапным поворотам.
Мучительная неуверенность "так всё-таки это серьёзно или как" не покидает весь фильм. Дворецкий Джека, невероятно похожий на молодого Винсента Прайса, постоянно выглядит крайне коварно и зловеще... но в немом кино мимика и вообще преувеличенная. Джек постоянно повторяет людям, похитившим их, что для него было бы лучше вернуться домой, но подскажут ли они, где выход? Да и явное сходство его образа с Гарольдом Ллойдом бросается в глаза... Несомненно, если считать, что фильм серьёзный, смотреть его намного смешнее. Как комедия он немного однообразен... но это же двадцатые.
В целом фильм вполне способен позабавить. На случай, если он начнёт утомлять (всё-таки полнометражное кино практически без сюжета и действия даже буффонада не спасает), советую смотреть "Семь ступеней к Сатане" в компании. Трэш-кино двадцатых, е!