Надо сказать, что сборники я почти всегда читаю с начала и целиком (исключая вещи, которые уже читал где-то ещё), даже если интересует меня лишь одно конкретное произведение. Так что взял я с полки "Мальтйского сокола", а оказалось - это два романа под одной обложкой... Итак, прочёл я сперва "Бумагу Мэтлока" Роберта Ладлэма. Боже, какая чушь.
Это "крутой" детектив о преподавателе английской литературы. К нему приходят господа из ФБР и предлагают помочь им в расследовании: дело в том, что большая мафиозная сходка во главе с Нимродом, лидером преступного нарко-картеля невиданной влиятельности, планируется через три недели в университетском городке. Агента уже не успеть внедрить, а вот Мэтлок (так зовут героя) "контактный"... Мэтлок соглашается, а затем... затем происходит нечто странное: ему раз за разом угрожают, но не убивают, при этом положив массу постороннего народу, а сам Мэтлок при помощи идиотской наглости и папиных денег поражает воображение местных преступников средней руки не хуже, чем Хлестаков...
Сюжет ужасно несуразен. Линии связаны вместе за растянутые уши, главзлодея я вычислил на 34-й странице (не потому, что я такой умный, а благодаря навязчивому лампшейдингу), а вот финала, точнее, объяснения сути организации Нимрода, я не ожидал... и чуть не захохотал в голос, когда прочёл. Самая могущественная организация, в считанные годы подмявшая под себя всю прежнюю мафию, создана университетами, которые устали от недостатка финансирования! И это не шутка! Автор пытается поднять острые социальные темы! Невероятно, право слово.
Вообще у Ладлэма, очевидно, есть представление о таких концепциях, как литературный стиль, создание напряжения и глубина произведения... но реализовать эти представления на практике он, в сущности, не способен. Диалоги совершенно ненатуральны, а описания пестрят пошлейшими штампами ("итальянец с видом потомственного профессионального убийцы", ага).
Единственное, пожалуй, достоинство книги - образ Джулиана Дюнуа, зловещего лидера негритянской террористической организации ("Чёрные пантеры" по имени не названы, и вообще организация откровенно беллетризована). Ни перед чем не останавливающийся и жестокий, но в то же время обаятельный, образ этот приобретает отчасти эпические черты, и автор, хоть и напоминает, что такие методы борьбы - это нехорошо, всё же любуется Дюнуа. По сути, конечно, это типичный антигерой приключенческих романов, но всё-таки цепляет.
А так - "Бумага Мэтлока" это самое что ни на есть бульварное чтиво, детектив с претензиями, но не способный их оправдать. Не стоит внимания и потраченного времени.
А вот собственно "Мальтийский сокол" Дэшила Хемметта - совсем иное дело. Это не просто хороший нуарный детектив, это вполне приличная литература - не слишком глубокая, но всё-таки уже литература, а не pulp.
Главное, конечно, это Сэм Спейд. Потрясающий персонаж. Казалось бы, не так уж много глубины, но сколько харизмы!.. А образ, по крайней мере, достаточно многослоен, чтоб не заскучать. Злодеи весьма выразительные - по-моему яркие, немного гротесковые черты это главное для такого рода антагонистов. Сложнее с женскими образами... Они, все без исключения, бесят. В "Мальтийском соколе" вообще легко прочитывается билейская мораль: все беды от женщин. Что с мисс О'Шоннесси всё нечисто было ясно с первой страницы - а её образ damsel in distress не просто преувеличенный, он ужасно раздражает; да и остальные женские персонажи ничуть не симпатичны (Эффи милая, но её иррациональная и истерично-настойчивая приверженность О'Шоннесси всё равно раздражает; кстати, есть ли по ним фемслэшный фанфикшен? Непременно должен быть).
Фактически роман очень условен, и в нём полно не то чтоб даже сюжетных дыр, а вещей, которые как бы и не требуют объяснения в рамках жанра. Почему решительно все настолько боятся и уважают Спейда, что он может хамить полиции, находясь под подозрением? Кто такой мистер Гутман и почему, если он так влиятелен, то делает всё лично (ну, при поддержке пары довольно жалких приспешников)? Но, в сущности, это скорее повод похвалить роман, поскольку за увлекательным повествованием этого не замечаешь.
Хеммет действительно хорошо пишет. Поначалу обилие подробностей, детальные описания и въедливость смущают и кажутся излишними, но быстро оказывается, что именно они и затягивают в тексте, что Хемметт упоминает всевозможные зажигалки, движения пальцев и утренние ванны не случайным образом, а с умом - придавая достоверности повествованию, достигая выразительности образа или просто сплетая на глазах у читателя тот самый специфически нуарный мир; вероятно, он мог бы быть отличным кинорежиссёром. Речевые характеристики, впрочем, тоже хороши - персонажей в романе немного, но любого можно узнать по репликам, если даже вырвать их из текста.
Не могу не отметить особо финал - необычный для детектива, но хороший именно в литературном плане. Смена фокусов, акценты и приоритеты, опять же, нехарактерные для типового детектива. Правда, объяснение Спейда с дамой несколько затянуто, на мой вкус, но это не такой уж страшный недостаток.
В общем, "Мальтийский сокол", конечно, не великая книга, но очень добротная, а также и невероятно увлекательная. Чтоб время пролетело незаметно, а потом осталось ещё приятное послевкусие - вариант идеальный.