I'd have to know, I'd have to know my Lord
I'd have to know, I'd have to know my Lord
I'd have to see, I'd have to see my Lord
I'd have to see, I'd have to see my Lord
If I die what will be my reward?
If I die what will be my reward?

Tim Rice, "Jesus Chtist Superstar"


Вспомнил тут по случаю (заметив её в руках у соседа в метро) про не самую мою любимую, но неплохую книгу Сергея Лукьяненко "Линия грёз" и решил перечитать - давно я не брался за этого автора.
"Линия грёз" - это, в некотором смысле, фанфик на игру "Master of Orion", с которой я незнаком, скажу сразу. Фанфик наиболее приемлемого типа: заимствующий только общие реалии, в первую очередь инопланетные расы. Впрочем, при том, что чужие активно участвуют в действии, они не слишком значимы для сюжета. Стандартные декорации космооперы - это именно декорации, не привлекающие слишком много внимания. А вот более интересная и необычная деталь этого мира - аТан, уникальная технология, дарующая бессмертие - или, точнее, вносящая в реальную жизнь функцию «save/load». Она доступна лишь весьма обеспеченным гражданам (и оплачивается после каждой смерти заново), и всё-таки сам факт существования аТана меняет отношение к жизни и смерти. Смерть становится решением проблем, лёгким выходом... даже транспортным средством! Жизнь теряет абсолютную ценность, превращается в череду попыток, которые можно повторить...
Явственно неслучайным оказывается при этом выбор главного героя: человека, несмотря на пятикратный аТан, очень серьёзно относящегося к жизни и к смерти, выжившего вопреки всему и убивающего всерьёз. Кей - отнюдь не приятный человек, не раз в дилогии его назовут сволочью и чудовищем, и совершенно справедливо, но в то же время для меня это один из наиболее sympathetic его персонажей, каким-то образом к нему прикипаешь и запоминаешь надолго.
Вообще "Линия грёз" богатая запоминающимися персонажами, причём второстепенные даже интереснее основных. Жалкий, но вызывающий сочувствие Луис Номачи, загадочно-жутковатый киборг Т/сан, это не говоря уж про персонажей, которые будут в большей степени раскрыты во второй части... Правда, навязчивая идея Каль кажется не вполне обоснованной в тексте, однако это не слишком режет глаз. Вообще "Линия грёз" удачно сочетает многообразие персонажей, очень лихо развивающийся сюжет и неспешные философические диалоги.
На краю обрыва, за которым вечность,
Ты стоишь один во власти странных грез
И, простившись с миром, хочешь стать беспечным
Поиграть с огнем нездешних гроз..

Ария, "Ангельская пыль"


Лукьяненко нередко писал сиквелы к своим книгам, будто полемизируя с первой частью: отменяя финал, неуловимо меняя характеры и часто предлагая почти противоположные выводы. "Императоры иллюзий" не выглядят как продолжение романа, изначально его не предполагавшего, и не отклоняются от "Линии грёз" сюжетно, но в отношении темы и морали и продолжают предыдущую часть и зеркально её отражают. Если первая половина дилогии говорила о том, как недостаточно серьёзное, игровое отношение к смерти порождает инфантильно-эгоистичную жестокость и обесценивает жизнь, то вторая посвящена инфантильному отношению к миру как к игре, результатом которого становится равнодушие к жизни и смерти (особенно чужим).
В недавно прочитанном мною "Анафеме" Нил Стивенсон развивает идею параллельных и альтернативных миров, эманирующих на пути к совершенству; Лукьяненко смотрит на это пессимистичнее - мир, порождённый человеком, может быть только хуже того, в котором родился его творец. И я склонен с этим согласиться. Мир, порождённый нашей мечтой, был бы воплощением наших страхов, комплексов и фрустраций, гиперкомпенсацией, то есть уродливым отражением нашей собственной вселенной в кривом зеркале. С моралью романа можно спорить, но напоминание, что красивое слово "мечты" не всегда имеет такой уж красивый смысл, по меньшей мере небесполезно.
Да и вопрос о слезинке ребёнка, цели, средствах и странностях личной совести тут затронут интересно.
Вопрос к "Императорам иллюзий" (и, в меньшей степени, к дилогии в целом) у меня лишь по поводу линии Алекса и Томми. Она, безусловно, необходима - тема зрелости, взросления, отказа от эскейпизма в романе принципиально важна, и образы этих юношей неслучайны... Однако чего-то им не хватило; может, изменения были слишком резкими, может, недостаточно обозначены... Так или иначе, у меня эта линия вызвала некоторую неудовлетворённость.
В остальном же "Императоры иллюзий" хороши. Книга сохранила характерный для Лукьяненко этого периода баланс между неспешностью и своеобразной уютностью повествования и изрядной концентрацией экшна, которая просто физически не даёт заскучать. Император Грей - ещё один яркий персонаж в компанию к тем, кого мы уже видели в первой части; Лукьяненко ловко тасует расы, так что в "Императорах иллюзий" хорошенько описаны почти все, кому не было уделено достаточно внимания в "Линии грёз", и все они весьма любопытны. Вообще автору хорошо даются мелкие детали, отступления на полстранички с биографией фонового персонажа, в духе Стивена Кинга. Дилогия вышла атмосферной.
Кстати, я ведь верно понял, кого Грей назвал в своём завещании?..
Не моя самая любимая вещь у Лукьяненко, но проходных книг во второй половине девяностых у него почти не бывало. Перечитал с немалым удовольствием. Чего и вам желаю.