Продолжаю скупать по дешёвке "Библиотеку всемирной литературы", и сегодня у нас на очереди Бертольд Брехт, "Стихотворения, Рассказы, Пьесы". С Брехтом я прежде не был знаком, надо отметить, но сборник настолько разнообразный и объемный, что, кажется, даёт об авторе достаточно верное и полное представление.
Ранние стихотворения Брехта, смесь декаденса и романтизма, босяцкая эстетика и пощёчина общественному вкусу, местами неплохи. Я питаю некоторую слабость к подобной тематике, признаю, а кроме того, тут Брех ещё не отходит в большинстве случаев от традиционного стихосложения (о чём ниже), хотя среди этих стихотворений немало невыносимо наивных, так что и тут речь идёт скорее о цветах среди плевелов. К цветам я отнес бы, например, нарочито циничную "Песню висельников", "Балладу о пиратах", действительно романтическую и трогательную "Балладу о Ханне Каш"...Впрочем, в это время уже появляются и социальные мотивы, хотя их протестный пафос ещё тесно связан с анти-мещанским имморалистским эпатажем - но "О детоубийце Марии Фарар" таки берёт за душу. Отчасти примыкает к нему печальная "Баллада о старухе". Но в ней ощущается и глобальная депрессия, ещё не увязанная накрепко с марксистским взглядом на социальную несправедливость и отчасти экзистенциальная, которой проникнут следующий период его поэтического творчества; Брехт начинает отказываться от традиционной поэтической формы: почти всегда отсутствует рифма, и ритм все чаще рваный настолько, что практически исчезает. Должен честно признаться, я в поэзии крайне консервативен; мне сложно воспринять как стихи тексты без плавности или ощутимого ритма, в которых если и есть хоть какая-то упорядоченность слогов и ударений, то её не слышно, которые скорее тяжело читать и запоминать, чем легко. Поэтому стихи Брехта (а в дальнейшем большая их часть именно такова) мне просто не могут понравиться по форме - но порой содержание компенсирует это. В стихотворениях из "Хрестоматии для жителей городов" (одно из них я недавно цитировал) это ещё происходит. Победа нацизма (хронологически почти совпадающая с принятием им марксизма в качестве личной философии) сказывается на творчестве Брехта крайне негативно: в отличие от коллеги Маяковского он не мог компенсировать плоского, плакатного содержания совершенством формы (в таких стихотворениях Брех если и рифмует, то скорее в духе Демьяна Бедного), его революционные марши удивительно безвкусны, а агитационные антифашистские стихи порой похожи на слабые фельетоны, случайным образом разбитые на строки... Конечно, не все, есть и тут несколько жемчужин. "Хоралы о Гитлере" очень понравились мне, и остроумно, и изящно написано, и, главное, колко, "Баллада об одобрении мира" к концу уж очень прямолинейна, но вообще-то хороша, всё из "Детских песенок" понравилось мне чрезвычайно (особенно "Мой брат был храбрый лётчик.."), "Песня немецкой матери" удачно совмещает агитационную прямоту и эмоциональное воздействие... Есть ещё целый ряд стихотворений, которые мне не понять по форме, но мысль или образы в которых меня привлекают: "Войну осквернили", "Непобедимая надпись", "Посещение изгнанных поэтов" - и, кроме того, есть много очень удачных строк в "Померкшей славе Нью-Йорка, города-гиганта". Вообще же создаётся впечатление, что у Брехта был поэтический талант, но он, однако, наступал песне на горло так систематически, что совсем его растоптал...