Ранней юности свойственно (и в этом её беда) верить в то, что достаточно
избрать своим кумиром Дьявола, и он исполнит все твои желания.
Юкио Мисима
избрать своим кумиром Дьявола, и он исполнит все твои желания.
Юкио Мисима
Я часто ною по поводу неудачных переводов названий иностранных фильмов, признаю, но в случае с картиной "Мисима: Финальная глава" это особого рода претензии; кажется, все, кто пишет об этом фильме, оценивают его как биографию Юкио Мисимы, что неверно, тогда как оригинальное название ("自決の日 三島由紀夫と若者たち" - нечто вроде "Юкио Мисима и юноши в решающий день", если я не ошибаюсь) отражает тему фильма предельно точно.
Это не биографическая лента, а в лучшем случае историческая - посвящённая скорее мятежу в ноябре 1970, чем личности знаменитого писателя, актёра, бодибилдера и революционера. Он не в большей (если не в меньшей) степени её главный герой, чем его соратники, группа студентов, образовавших "Общество щита", и в первую очередь - Масакацу Морита. Не случайно фильм открывает самоубийство студента, убившего лидера социалистической партии и тоже общавшегося с Мисимой, затем мы видим Мориту, горячо выражающего возмущение текущим политическим положением в группке, которая позже станет костяком "Общества щита", и лишь после всего этого в фильме появляется Мисима. Его писательство и его садомазохизм, вопросы - весьма дискуссионные! - о соотношении в его политических воззрениях трезвых убеждений и эстетизации насилия, романтизации армии, - да, всё это в "Финальной главе" не находит отражения. Но всё это не волновало и юношей, желавших немедленного действия и боготворивших его, готовых и мечтающих героически умереть вместе с Мисимой и не очень-то задумывающихся об осмысленности или достойных причинах для такой смерти. Тут нельзя не отметить короткую, но значимую сцену, в которой Морита с другом крадут моторную лодку, чтоб вдвоём (!) поплыть к Курильским островам и освободить японскую землю от советской оккупации. "Общество щита" представлено в фильме как организация, порождённая юношеским максимализмом и жаждой стать героями, для котрой политические цели и идеология были, в сущности, чем-то вторичным. Отсюда - конфликт Мисимы с его практичным покровителем в Силах самообороны: акцию, подобную той, которой фильм (и жизнь его героя) и окончится, они обсуждают ещё в первой трети, и оба шокированы: офицер - бессмысленностью самоубийственного порыва Мисимы, а писатель - сомнениями, когда есть возможность поступить красиво и в соответствии с идеалами чести и японского духа. По ходу фильма члены "Общества щита" взрослеют - и уходят. Мисима же - особый случай; не бывший горячим юношей и в самом начале, он, однако, так страстно желает им быть, так восхищён этим безрассудно-восторженным огнём молодости, что готов на всё, чтоб сохранить общество и доверие своих юных товарищей, даже когда сам уже понимает и чувствует, что этот бунт будет лишь жестом, и может быть даже - жестом нелепо бессмысленным. Фильм оставляет открытым вопрос о том, были ли Мисима и Морита в собственном смысле любовниками (хоть гомоэротическое напряжение во второй половине картины, именно когда идёт уже подготовка к 25 ноября, очевидно и очень сильно), но это и не так важно; возлюбленный для него Морита или преданный вассал, но Мисима так дорожит его восхищением и преданностью, что готов умереть, чтоб сохранить их (при этом он осознаёт, видимо, что поступает несколько эгоистично, и организует мятеж так, чтоб кроме него и Мориты никто из членов "Общества щита" не погиб). В сущности, именно Масакацу Морита в "Финальной главе" выступает как главная направляющая сила, именно он - первопричина обречённого восстания, которое его учитель поднимает, чтоб оправдать ожидания ученика...
Снят фильм достаточно интересно, хотя не всякий сможет к стилю "Финальной главы" приноровиться. Если сцены, центрированные на Мисиме, сняты в более или менее традиционной манере (впрочем, бросается в глаза обилие взятых сверху, как бы из-под потолка ракурсов), то "студенческие" сцены сняты нарочито нетехнично, трясущейся камерой - если б в то время существовали карманные любительские видеокамеры, такой могла бы быть хроника событий, снятая кем-то из членов "Общества щита", это создаёт своеобразный эффект присутствия... К сожалению, с другой стороны, иногда нарочитое техническое несовершенство и анти-кинематографичность переходят некий предел, и "Финальная глава" начинает напоминать дурно снятый телеспектакль. Изображение неизменно окрашено в своеобразные серо-розовые тона, напоминающие о полотнах Пикассо, и это же - цвет сакуры в цвету и дымки на Фудзи, которые порой вдруг перебивают кадры политической хроники или общения Мисимы с соратниками.
Актёрские работы все весьма убедительны, в особенности достоверным (впрочем, не берусь судить именно о сходстве с историческим прототипом) кажется Арата Иура в роли Мисимы. Впрочем, это и не совсем тот фильм, где игра актёров привлекает особое внимание, и сложно сказать о них что-то сверх того, что они вполне адекватны образам.
В целом "Мисима: Последняя глава" - не шедевральное и, может быть, несколько утомительное, но интересное и умное кино, где немало красивых кадров и хорошо поставленных сцен. Его сложно рекомендовать, но и не стоит ругать. Только не ждите многогранного анализа личности Мисимы - этот фильм только о 25 ноября.