Давненько я в театре не был. Ну вот и сходил, в театр. им М.Н Ермоловой, на "Весеннюю грозу" Александра Огарёва.
Чтоб предварить все нижесказанное, хочу сразу пояснить - мне понравилась постановка и очень не понравилась сама пьеса. Что не удивительно, её автор - Тенесси Уильямс.
Поэтому в пьесе есть благородная, но обедневшая семья с Юга. Мать семейства возлагает большие надежды на дочь, которой симпатизирует самый богатый наследник города, Артур Шеннон. К сожалению, самой Хевенли Артур ничуть не интеоресен - ей интересен дикий, грубый и близкий к природе Дик. Вот только ей хотелось бы, чтоб Дик нашёл настоящую работу, ходил в офис и тем самым обеспечил их будущую свадьбу, а Дика роль "белого воротничка" ничуть не прельщает, а на мнение Хевенли ему плевать. Артур тоже испытывает к девушке противоречивые чувства, так как влюблён в Хевенли с детства, когда она его жестоко осмеивала, и теперь его ухаживания отчасти это попытка компенсации... А на всякий случай у него ещё есть платоническая подруга Герта Нилсон. Хевенли подталкивает Дика к респектабельной профессии и одновременно флиртует напропалую с Артуром, который понятия не имеет, как на это реагировать, а горожанки передают друг другу, что Хевенли-то уже не девушка!..
Первый акт мне очень понравился - конечно, Уильямса можно узнать, но расставленные режиссёром акценты и работа актёров, сделавших образы героев настолько симпатичными, насколько только возможно, позволили сопереживать происходящему, и "Весенняя гроза" кажется поначалу довольно лёгкой пьесой, хоть и не без элемента социальной сатиры и с довольно проблемными персонажами... А вот второй акт, когда даже относительная гармония в отношениях персонажей рушится и проявляется трагическая составляющая пьесы, её становится сложно переносить. Женщины, по Уильямсу, неисправимые мазохистки; "хватай её и держи", вот половина морали этого произведения. Мужчины же - либо романтически-свободолюбивые, но эгоистичные и банально грязные "калибаны", либо геммороидально-зажатые оторванные от жизни интеллигенты-невротики, причем последние из-за своей слабости ещё опаснее и вреднее первых. Так или иначе, женщине предназначено быть несчастной, с каким бы мужчиной она ни связалась, и это вторая мораль. Короче говоря, пьеса мерзкая, предельно шовинистическая и мизантропическая, и от второго акта, вопреки всем стараниям актёров, остаётся ощущение крайне неприятное.
В "Весенней грозе" простая, но интересная сценография. Вместо смены декораций тут использован огромный экран на заднем плане, куда проецируются, в зависимости от места действия и момента, то бегущие по небу облака, то виды интерьеров (довольно минималистические), и, соответственно, актуализируются в пространстве сцены то качели и высохшие деревья, то старый портрет и чайный столик... Все это не перегружает зрительское восприятие, но отлично работает на спектакль в целом.
Очень хороши актёры. Не было ни одного, пожалуй, кто мне не понравился бы, так что я извиняюсь, что упомяну не всех. Прекрасна Наталья Селивёрстова в роли Хевенли - девушка вышла очень непосредственной, живой и совершенно очаровательной (хоть на таких девушек, пожалуй, приятнее смотреть на сцене, чем быть с ними знакомым); тем досаднее явная ненатуральность финального поворота, этот примитивный мазохизм, право, в характер не укладывается, и тут никакой актёр не вытянет оригинальный текст... Александр Лобанов в роли Артура Шеннона совершенно прекрасный - такой ощутимо невротический, трогательный, но и жалкий... Мне очень понравилась тётушка героини в исполнении Светланы Головиной - такая харизматичная бодрая старуха, персонаж третьестепенный, но при том запоминающийся очень. Но, повторюсь, игра на высоте в целом.
Короче говоря, коллектив театра Ермоловой я могу только похвалить, Тенесси Уильямс - ну, он и есть Тенесси Уильямс, а рекомендовать или не рекомендовать "Весеннюю грозу" я не решусь. Спектакль хороший, но он может... вас расстроить.