"Сын Франкенштейна" - первый фильм, в котором появляется знаменитый Игорь, и последний, где чудовище играет Борис Карлофф. И, несмотря на смену режиссёра, это хороший фильм, Роланд Ли удачно подхватил эстафету у Уэйла.
Прошло лет тридцать с событий предыдущих фильмов. По всей видимости, инцидент с монстром стал широко известен и сделал городишко близ замка Франкенштейна (одноимённый, кстати) в худшем смысле притчей во языцех. Сын Франкенштейна, Вольф, всю жизнь прожил в Англии и не знал отца, но теперь приезжает в родовой замок, чтоб вступить в наследственные права. Местные жители, мягко говоря, не рады появлению нового Франкенштейна и с трудом удерживаются от того, чтоб линчевать Вольфа (полного надежды загладить вину отца и восстановить его доброе имя). Что всё-таки удерживается - во многом заслуга инспектора Крога, местного полицейского, потерявшего в детстве из-за монстра руку; он присматривает за Франкенштейнами, чтоб им не причинили вреда, когда Вольф отвергает мягкий совет уехать, поскольку тут его не примут. Вольф осматривает руины отцовской башни-лаборатории и находит там Игоря - полубезумного кузнеца, повешенного когда-то за разорение могил и теперь имеющем неясный правовой статус (его смерть была официально зафиксирована доктором) и искривлённую шею. Игорь показывает новому Франкенштейну спящего под башней монстра, недавно впавшего в кому из-за удара молнии... Вольф поражён уникальной физиологией монстра и соглашается помочь Игорю привести его в чувство - это уникальное открытие, сверхчеловек, обелит имя его отца и вернёт честь роду!..
Роланд Ли делает упор скорее на драму, чем на собственно хоррор. Вольф Франкенштейн - сложный образ, эволюционирующий из идеалиста, болезненно воспринимающего репутацию отца, в довольно беспринципного типа, готового рисковать жизнями людей, чтоб сохранить семейную репутацию. (Должен заметить, что финал фильма мне кажется не вполне удовлетворительным: уместнее было бы позволить Вольфу пожертвовать жизнью и погибнуть вместе с чудовищем). Роль Бэзилу Рэтбоуну вполне удалась. Ещё ярче вышел инспектор Крог в исполнении Лайонелла Этуилла. Сложный персонаж, не доверяющий (и имеющий на то веские основания!) Франкенштейнам, но при этом защищающий их, верный полицейскому долгу во всём, надломленный,но стоящий тем прямее... И, конечно, Игорь; как актёрская работа эта роль Лугоши намного интереснее Дракулы - такой образцовый лукавый славянин, немного безумный и зловещий в самой простоватости своей... Неудивительно, что образ стал образцовым и породил имя нарицательное в рамках жанра. Чудовище же в этой части имеет подчинённое значение и оказывается на периферии сюжета - это не его история, а история об отношении к нему.
Хоррор-составляющая "Сына Франкенштейна" - это, в первую очередь, интерьеры замка. Они разительно отличаются от декораций прежних фильмов, действительно более или менее воспроизводящих интерьер старого, но жилого европейского замка. Декорации "Сына Франкенштейна" отличаются, во-первых, элементом гигантомании, они всегда ка бы велики персонажам, которые выглядят незначительными в этих пространствах, во-вторых же как-то неопределённо деформированны, диспропорциональны (или, реже, не к месту симметричны). Это создаёт несколько лавкрафтианское впечатление. Вместе с прекрасной работой со светом (а декорации дают в избытке зловещих теней) и операторской работой, наездами и общими планами, из-за которых масштаб сцены резко меняется, именно окружение создаёт основное напряжение и жуткую атмосферу. Сам замок, наследие Франкештейнов, наводит ужас и подавляет своих новых обитателей...
"Сын Франкенштейна" - хорошо поставленный, яркий и драматичный фильм, редкий пример удачной третьей части. Да и в любом случае его стоило бы посмотреть хоть бы ради Игоря...