Прочитал "Похождения хитроумного Алеу и другие сказки Камбоджи" в переводе Ю. Горгониева. Я мало знаю о Камбодже (а большая часть того, что знаю, связана со второй половиной XX века) и до сих пор ничего не знал о её фольклоре. А сборник сказок оказался весьма любопытным.
Сказка, упомянутая в заглавии (эдакий прото-плутовской роман), выбрана не зря. Похоже, одной из двух самых популярных тем кхмерских сказок является мошенничество и воровство. Сказок о плутах и ворах очень, очень много. Даже названия показательны: "Добрый Воришка", "Как два обманщика подружились", "Про хитрую женщину"... Причём речь идёт не только о типичном для сказок "благородном обмане", когда герой хитростью побеждает злого духа или хищника; такие хитрости кхмеры тоже ценят, и в сборнике есть, например, история о деде Тяне, которому последовательно пытались отомстить друг за друга все жители леса (конечно, неудачно), или о младшем из двух сирот, добывшем хитростью и храбростью трон страны великанов-людоедов для старшего брата. Но и профессиональное воровство становится в сказках делом вполне почтенным, как, впрочем, и ложь едва ли не ради забавы; в большинстве случаев никакого воздаяния или наказания ворам не следует - напротив, очень часто они получают награду. Народные сказки обычно довольно аморальны, но камбоджийские меня прямо поразили.
Тем более удивительно, что вторая самая популярная тема кхмерских сказок - суд. Тут есть два типичных паттерна, повторяющихся буквально в десятках вариантов: либо некая ситуация, где правый очевиден, но судья подкуплен (или предвзят) и только обращение к праведному судье (обычно зайцу - интересно, что роль главного плута и трикстера тоже его) спасает положение, либо, напротив, дан некий крайне запутанный юридический казус, а затем - его мудрое разрешение. Последние напоминают скорее школьные задачки с условием заведомо не жизненным, заточенным под определённое решение, и только. Эти сюжеты не слишком интересны, и не так легко понять, что в них находили кхмеры. Среди этих сказок есть и весьма мудрые и остроумные (особенно мне понравилась история об отшельнике, укравшем золото, и умной принцессе -это почти как тот тест про лодочника и любовника), но есть и такие, в которых судебное решение кажется мне совершенно непонятным.
Есть, конечно, и сказки, где речь не идёт ни о воровстве, ни о суде. В сборнике совсем мало этиологических сюжетов (если рассказ о том, почему у коней нет крыльев, вообще таковым считается) и не так уж много классических волшебных сказок (разве что вариант "Морозко" с тигром). В некоторых сказках удачей вознаграждается благочестие - герой спасается от злодея и даже получает награду, призвав в опасности Будду, человек, поминавший при всяком деле Шакьямуни, становится царем), но иногда это дело случая и чистой удачи: героем поочерёдно овладевают добрый и злой дух, и его судьба меняется полярным образом совершенно помимо его воли. Интересна, кстати о морали, сказка о четырёх умельцах (прямо камбоджийская Фантастическая Четвёрка) - один знал толк в еде, другой хорошо спал, третий был отличным судьёй, а четвёртый мог обольстить любую женщину... Есть тут и сказки, которые вернее назвать просто анекдотами, хоть юмора во всех много.
Вообще, кхмерские сказки мне понравились. Они остроумны, а их своеобразие даёт повод поинтересоваться культурой Камбоджи - видимо, многообещающей...