Я, возможно, уже писал об этом... Лень мне искать такой пост.
Сеттинг Dark Ages был плохой идеей WhiteWolf. Точнее, нет - я вот сейчас начал играть по Dark Ages: Fae и получаю массу удовольствия; но, должен отметить, это отчасти связано с тем, что авторы сеттинга фактически послали лесом "современный" Changeling: The Dreaming, так что параллелей между ними практически нет (и примирить их в рамках одного мироздания не то чтоб совсем невозможно, но это требует очень, очень больших натяжек).
Создавая Dark Age: Vampire беловолки не стали так поступать.
Это вполне понятно, ведь начали-то они с Vampire: The Dark Ages, и оттуда Темные Века разрослись в особое ответвление. Но идея, повторюсь, была изначально неудачной.
Это поначалу не очевидно, но Киндред, как они поданы в VtM, могут существовать только в современности, ну, может, в викторианскую эпоху - но совершенно точно не в Средневековье. Существа, способные вести социальную жизнь только ночью, в мире, где режим почти целиком подчинён ритму восходов и закатов, оказываются в очень трудном положении; те немногие, кто активны ночью, пользуются факелами, и страх перед огнём ситуацию для Киндредов не упрощает; и, наконец, если вести переговоры с нужными людьми ещё хоть как-то можно, то охотиться на практически пустых улицах, при отсутствии баров и ночных клубов, практически невозможно.
Фактически, вампиры Тёмных Веков должны либо жить жизнью одиноких чудовищ, скрывающихся во тьме, бросающихся на одиноких путников и, скорее всего, выпивающих их досуха, ибо они встречаются не так часто (роль, более-менее подходящая Гангрел и Носферату), либо скрывающихся в катакомбах и развалинах существ, все делающих через приходящих к ним слуг, рабов и подставных лиц, все очки в Retainers и Herd (что оставляет лишь немногим больше простора для отыгрыша, чем игра за Привязанных К Земле), или уж в самом крайнем случае - кровавых князей, не пытающихся скрывать свою природу от запуганных крестьян, которых гонят на убой (отлично подходит Цимисхи, но...). Все эти стереотипы в мировой культуре имеются, но WhiteWolf предлагают нам играть не в это - а в социальную ролевую игру для партии, предполагающую сокрытие своей природы и взаимодействие в сложном вампирском сообществе. А вот это уже сомнительно...
Чтоб, видимо, отчасти нивелировать эти проблемы, WhiteWolf упирают на то, что в Средние века люди были более суеверны, и поэтому вампирам было легче прятаться. Мне в этом видится какое-то извращение логики. В наши дни человек, доступный только в ночные часы, - наверное, сова, типичный "красноглазик" или просто товарищ с очень напряжённой дневной работой; точно не вампир, потому что никто не верит в вампиров. В средневековой деревне или даже городе человек, вдруг переставший выходить днём из дому (что, кстати, значит, что он почти не ходит в церковь) - скорее всего, именно вампир, потому что, да, люди были более суеверны и верили в вампиров. Кроме того, средневековое общество гораздо более унифицировано, чем наше, и нормы поведения там более строго определены. Да, в Средние века существовало много разных субкультур, но внутри каждой стереотипное поведение и образ жизни допускали очень мало вариаций.
Попытка сделать сеттинг более "средневековым" опять же усугубляет проблемы. Даже в современном VtM ощути избыток структур - внутриклановых, городских, общесектантских - при декларируемой малочисленности вампиров и разрозненности их существования. В Dark Age: Vampire это, как мне кажется, ещё заметнее; вассальные отношения, квази-церковная иерархия Дорог, структуры власти вокруг Князей... В не так уж густо населенной Европе и, главное, при крайне слабо развитых связях не то что между её областями, но и между отдельными деревнями, это имеет маловато смысла, по-моему.
В общем, чем больше я думаю о Тёмных Веках, тем менее играбильным мне кажется этот сеттинг. А вот с фаэ отлично пока выходит...