Кстати, про цитирование...
Прослушал я тут "Историю одного города" Салтыкова-Щедрина (на мой взгляд, одно из лучших литературных произведений, входящих в школьную программу). Салтыков-Щедрин все же потрясающий - написав полтора столетия сатиру на вполне конкретных лиц и события (часто и от него уже отстоящих на полвека и более), он остаётся едва ли не в каждой фразе стопроцентно точным и актуальным сейчас.
О чём, собственно, и речь.
Я мимодумно удивился, что Щедрина поднимали на щит в советскую эпоху, несмотря на то, что упорядочивание Глупова Угрюм-Бурчеевым - это злая и меткая насмешка над коллективизацией и индустриализацией, даром что автор умер, когда автор этого проекта ещё не поступил в духовную семинарию. Но через минуту я задался вопросом, а осталась ли ещё "История одного города" в школьной программе и долго ли она там пробудет - с такими-то пассажами?

«Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы (в идиоте злость или доброта - совершенно безразличные качества), а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им одним. Издали может показаться, что это люди хотя и суровых, но крепко сложившихся убеждений, которые сознательно стремятся к твердо намеченной цели. Однако ж это оптический обман, которым отнюдь не следует увлекаться. Это просто со всех сторон наглухо закупоренные существа, которые ломят вперед, потому что не в состоянии сознать себя в связи с каким бы то ни было порядком явлений.
Там, где простой идиот расшибает себе голову или наскакивает на рожон, идиот властный раздробляет пополам всевозможные рожны и совершает свои, так сказать, бессознательные злодеяния вполне беспрепятственно. Даже в самой бесплодности или очевидном вреде этих злодеяний он не почерпает никаких для себя поучений. Ему нет дела ни до каких результатов, потому что результаты эти выясняются не на нем (он слишком окаменел, чтобы на нем могло что-нибудь отражаться), а на чем-то ином, с чем у него не существует никакой органической связи. Если бы вследствие усиленной идиотской деятельности даже весь мир обратился в пустыню, то и этот результат не устрашил бы идиота. Кто знает, быть может, пустыня и представляет в его глазах именно ту обстановку, которая изображает собой идеал человеческого общежития?»


Ну и ещё, печальное (хотя и вышеприведённое весьма прискорбно):

«Не забудем, что успех никогда не обходится без жертв и что если мы очистим остов истории от тех лжей, которые нанесены на него временем и предвзятыми взглядами, то в результате всегда получится только большая или меньшая порция "убиенных". Кто эти "убиенные? Правы они или виноваты и насколько? Каким образом они очутились в звании "убиенных"? - все это разберется после. Но они необходимы, потому что без них не по ком было бы творить поминки.»