На днях совершенно случайно ознакомился с половиной (буквально и точно - она разбита на две части) книги Габриэллы Парка и Марчелло Арджилли "Приключения Гвоздика". Это итальянская революционная сказка, типичный образец этого странного преломления итальянского неореализма в фантастическом жанре, самым ярким представителем котрого является Джанни Родари.
Если вы читали итальянские сказки, то, вероятно, замечали, что они очень странные. Но "Приключения Гвоздика", возможно, самая странная из всех. Её завязка очень напоминает о другой, более классической итальянской сказке, но, в конце концов, это традиционный зачин... одинокий учёный Пиллука решает создать искусственного идеального сына-робота, и этот проект оказывается таким дорогим, что учёный беднеет и не может к концу его купить даже последний недостающий роботу гвоздик. Чтоб решить эту проблему, Пилукка решает назвать робота Гвоздиком, внося тем самым свежую струю в спор номиналистов с реалистами. Но имени, очевидно, недостаточно, так как сын-робот оказывается неидеальным: первым делом голодный Гвоздик убегает от отца, вламывается в огромный универмаг и выпивает машинное масло, увиденное там на витринах, попутно круша всё остальное. Как ни поразительно, но именно владелец магазина, потребовавший возмещения убытков, и выступает тут как главный антагонист. У авторов вообще очень радикальное отношение к частной собственности, как мы далее увидим. После ещё нескольких актов насилия и вандализма со стороны Гвоздика, Пиллуку арестовывают (т.к. возместить долг за магазин эти акты не помогают), и его сын-робот клянется поехать в большой город и заработать нужную сумму, чтоб освободить учёного. в городе, однако, он отнюдь не ищет работу, а начинает дружить с нищей девочкой, а потом проламывает ненароком стену какого-то склада, после чего беднота его разграбляет, а люди, чьи товары там хранились, отныне не горят желанием брать его на работу...
Странностей в книге Парка и Арджилли море. Но главная из них, к которой сводятся большинство остальных, состоит в том, что протагонист, которому, видимо, нам предлагается сочувствовать (по крайней мере, авторы практически нигде не дистанцируются от него и не дают юному читателю понять, что Гвоздик - не пример для подражания), - личность крайне неприятная. С этим связаны более или менее и другие специфические черты книги. Конечно, все сказки этого направления призваны были выражать неприязнь к состоятельным слоям и вообще власти бездушного чистогана, но Парка и Арджилли как-то рекордно презирают саму идею частной собственности: Гвоздик неоднократно вламывается в чужие частные владения и расхищает имущество, но авторы даже не считают это достойным какого-то оправдания или пояснения, что это имущество нажито нечестным путём. КСтати, занятно, что полицейские тут, похоже, действуют только по требованию того самого владельца универмага, а без его участия ни разу не пытаются арестовать социально опасного Гвоздика. А ведь мародёрство - только верхушка айсберга.
Гвоздик совершенно не контролирует свою силу и постоянно носится по улицам, снося углы зданий, переворачивая автобусы и сбивая людей с ног. И вот что самое загадочное в этой книге - авторы чрезвычайно подробно об этом рассказывают! Положим, сама по себе такая пробежка могла бы быть забавной, в легкомысленной-то книжке для детей... но постойте, тут же напрямую, ёчрным по белому написано, что от напора Гвоздика каждый сбитый пешеход оказывался с несколькими сломанными рёбрами! И так всюду! Робот погладил девочку по щеке, и он почувствовала, что он почти содрал с неё кожу... You know, for kids! И, конечно, танк. На охрану тюрьмы, где содержат Пиллуку, выделили танк. Авторы весьма мило описывают, как этот танк мирно дремлет, и тут появляется Гвоздик с научной открывашкой и разрещает его пополам. Да. Причем до того в сюжете были машины и механизмы, и их не описывали как одушевлённых персонажей. Но всего две страницы спустя мы узнаем, что Гвоздик воспринимал танк как живое разумное существо - он обращается к другим танкам с призывом к миру, причём успешно. Гвоздик это знал, и разрезал спящий танк пополам. Это... я даже не знаю. Я буквально не знаю, какую мораль хотела нам продвинуть эта книга.
"Приключения Гвоздика" - это история о помеси Железного Человека и Халка, соединяющей безответственность обоих, написанная адептами наивного анархизма. Как это стало детской сказкой - бог весть. Завораживающее чтение, впрочем.